Топрак-кала. Город

 

 

 

 

 

Город Топрак-кала

Посмотреть место в Google Планета Земля

Перейти к общему материалу по археологическому комплексу Топрак-кала

 

Описание города Топрак-кала Сергеем Павловичем Толстовым

в его книге «По следам древнехорезмийской цивилизации».

Издательство Академии наук СССР. Москва-Ленинград 1948.

 

1938 г., 1940 г.

С южной башни (Высокого дворца), грозно нависающей вертикальным срывом рухнувшей южной стены, открывалась панорама города: прямоугольник грандиозных, поднимающихся на высоту 10-15 метров стен, превращенных временем в вал, со следами многочисленных башен. Как стены, так и пространство внутри них было покрыто той же безжизненной черновато-серой коркой пухлого солончака. Как и на окружающей городище местности, местами на внутреннем пространстве крепости торчали странные конические бугры, увенчанные султанами корявых сухих сучьев. И вдруг в косых лучах заходящего солнца, на серой поверхности городища четко выступил рисунок древней планировки: от ворот в южной стене протянулась узкая темная полоса главной улицы; в стороны от нее разошлись симметричные переулки, очертившие четким контуром огромные дома-кварталы, распадающиеся на бесчисленные прямоугольники комнат. Перед нами в причудливой игре вечернего света предстал нарисованный на поверхности солончака план античного хорезмийского города.

Мы спустились вниз. Ноги проваливались через хрустящую корку соли в рыхлую массу разрушенного солончаком культурного слоя городища. Повсюду сквозь корку торчали куски покрытой беловатым налетом, расслоенной солью керамики. А вот зеленое пятнышко медной монеты. За ним другое, третье. Мы разбрелись по городищу, гонимые охотничьим инстинктом. Удача шла в наши руки. Если Джанбас-кала — целый музей терракотовых статуэток, то Топрак-кала — гигантский нумизматический кабинет! За первый вечер и за следующее утро мы собрали на городище десятки монет. Здесь было много кушанских, но еще больше ранних хорезмийских III-V вв. н. э. — плотные медные кружки, с тамгами на одной стороне и с изображениями то Арсамуха, то Вазамара, то других еще не знакомых нам правителей древнего Хорезма.

У ворот южной стены мы обнаружили целые груды обломков глиняных оссуариев - погребальных ящиков на ножках, куда складывались кости умерших, после того как ветры и птицы очистят кости от мяса. В одном из них - полуразрушенный череп; на поверхности - часть другого человеческого черепа, белая, разъеденная солью бедренная кость человека. Да это целый некрополь! Совсем смеркалось. Кладбищенские находки еще более усиливали мрачность обстановки. Мы вышли через южные ворота и вдоль рва восточной стены двинулись в лагерь. Стена рисовалась величественным черным контуром, зазубренным временем, на затухающем закатном небе. На башнях, как тени часовых, перекликались сычи. Впереди, в сгустившемся мраке безлунной ночи, ярким пламенем горел наш лагерный костер.

Можно было быть довольными разведкой! Уже первого ознакомления было достаточно, чтобы убедиться, что перед нами первоклассный памятник античной культуры Хорезма, сулящий исследователям поистине неисчерпаемые перспективы. И это впечатление нас не обмануло. Мы вернулись на Топрак-кала в 1940 г. Тогда нами был снят детальный план городища, заложен стратиграфический шурф на площади города, давший возможность определить его время периодом между I веком до н. э. и V, может быть началом VI в. н. э. Нумизматическая коллекция пополнилась многими десятками монет.

 

1945-1947 гг.

Топрак-кала (Город) — правильный прямоугольник, размером 500х350 метров, вытянутый с севера на юг, с мощными, обвалованными стенами из крупного античного кирпича, с многочисленными квадратными башнями. Угловые башни (лучше других сохранилась северо-восточная) — типичного для поздне-античных памятников Хорезма плана, охватывающие угол с обеих сторон. На северо-восточной башне сохранились остатки декоративных пилястров, в промежутках между которыми расположены высокие стреловидные бойницы античного типа. В основании стены, как показали раскопки у юго-восточного угла, идет узкий сводчатый коридор, местами полностью сохранившийся. Своды — типичной для античных памятников конструкции, из наклонных полуколец трапециевидного сырцового кирпича.

Весь северо-западный - угол города занимает огромный замок правителя (Высокий дворец), состоящий из двора (180х180 м) со сложной планировкой и величественного трехбашенного замка, сохранившегося на высоту около 25 метров (северо-западная и южная башни).

К юго-восточному углу замка (Высокого дворца) примыкают остатки обширного комплекса сооружений, центром которого являлось огромное прямоугольное помещение (35х50 м), обнесенное двойной сырцовой стеной с обходным коридором внутри, в которой с юга проложен коридор, ведущий по направлению к воротам, открывающимся на главную улицу города. Центральное помещение этого здания характеризуется большим количеством выходящей на поверхность белой золы. Этот признак (белая зола, результат полного сгорания топлива, характерна для остатков святилища огня в Джанбас-кала и для неугасимого очага общинного дома стоянки Джанбас-4), как и общая планировка здания (обходный коридор), очень похожая на планировку раскопанного Р. Гиршманом сасанидского храма огня в Шапуре, позволяет предполагать в этом здании городской храм огня. Снаружи замковый и храмовый комплексы были обнесены мощной стеной с башнями по середине южной и восточной стен и двумя воротами — на юг и на восток. Общая площадь замкового и храмового комплекса — 200 X 200 метров, не считая выступающих за его пределы северных башен замка вместе с лежащим между ними двором, занимающим 160х50 метров.

К востоку от замка (Высокого дворца) и храма располагалась обширная, лишенная признаков построек площадь 200х130 метров (видимо, базарная), занимавшая северо-восточный угол города.

Южная часть города, 310х280 метров, была застроена жилыми домами граждан и характеризовалась весьма типической планировкой. Точно посредине, от южных главных ворот города, шла с юга на север прямая главная улица шириной около 10 метров, от которой под прямыми углами отходили более или менее симметричные переулки, шириной 5-7 метров, разделявшие всю застроенную площадь города на 9 или 10 грандиозных домов-массивов площадью от 50X150 до 90X150 метров, каждый из которых состоял из десятков квадратных и прямоугольных комнат. Некоторые из массивов с восточной стороны сливаются по два. Узкий, разделяющий такую пару переулок не доходит до конца, образуя тупик, за которым массивы соединяются поперечной перемычкой (каждый из таких двойных массивов — их всего два — мы в приведенном выше подсчете считаем за один; если их считать раздельно, то число домов должно быть увеличено до одиннадцати). Число прослеживаемых комнат в каждом из таких массивов - от 150 до 200, т.е. каждый массив, примерно, равен одному из двух домов-массивов Джанбас-кала. Почти каждый массив имеет один или несколько возвышающихся над общим уровнем бугров, представляющих сплошную массу кирпичной кладки, — явные остатки поднимавшихся над домами башен. Крайний северо-западный массив выходит на главную улицу расположенной близ храмовых ворот прямоугольной площадкой некогда обнесенной портиком с колоннами, каменные базы которых, в виде усеченных ступенчатых пирамид, сохранились до сих пор.

 

Источник:

Толстов С.П. По следам древнехорезмийской цивилизации. Академия наук СССР (научно-популярная серия), Издательство Академии наук СССР. Москва-Ленинград 1948, стр. 164-190 (Скачать книгу в pdf).