Чор Чинор

Чор Чинор (тадж. «Четыре чинара»)

Окраина города Ургут в окрестностях Самарканда (Узбекистан)

Посмотреть Чор Чинор в Google Планета Земля

Посмотреть Чор Чинор в Яндекс.Карты

Священные рыбы, живущие в водных источниках близ святых для мусульман мест -  распространенное в земледельческих районах Средней Азии явление, сохранившее традицию древнего доисламского культа плодородия, связанного с водой (водными источниками, реками), от которых всецело зависела жизнь земледельцев. Этот древний культ можно наблюдать у зороастрийцев (маздаяснийцев) в виде поклонения богине плодородия  Ардвисуре Анахите. Рыбы, как обитатели водной стихии, вероятно, рассматривались как посредники между людьми и водными божествами, дающими плодородие  и благоденствие.  В исламский период отголоски этого культа выразились в строительстве культовых сооружений (небольших мечетей, мазаров (гробниц святых людей) у водных источников. Некоторые из таких небольших оазисов, окружавших водный источник, по местным преданиям, были местами уединения и размышлений суфиев (мусульманских философов, применявших, в частности, медитативные и мистические практики). В небольшом оазисе Чор Чинор (тадж. «Четыре чинара»), расположенном на окраине города Ургут в 40 км к югу от Самарканда (Узбекистан) в месте, где из-под земли бьет родник, пробужденный по одному из местных преданий дочерью Пророка Мухаммада и женой Хазрета Али – Фатимой (есть также  другое предание, о котором читайте ниже), произрастают огромные древние чинары (Платан восточный (Platanus orientalis), род Платаны (Platanus) семейства Платановые (Platanaceae). Возраст деревьев колеблется от 800 до 1800 лет. Они могли почитаться еще до установления в регионе Ислама. Почитание деревьев практиковалось в Средней Азии в  доисламский период и в некоторых  местах сохранилось до нашего времени. В  стволе одного из чинар находится комнатка, где по преданию почитаемый здесь суфий и отшельник Абу-л-Кадир Гилани предавался размышлениям (о причастности Абу-л-Кадир Гилани к суфизму и о связанных с ним местных легендах читайте ниже). Рядом построена небольшая мечеть. Рыбы, обитающие в истоке реки считаются священными. Помимо маринки (рыбы рода Маринки (Schizothorax) семейства Карповые (Cyprinidae), здесь можно заметить декоративных карасей («золотую рыбку»), вселенных сюда людьми. Имам мечети объяснил нам, что рыбы считаются священными благодаря святости места, а также как творения Всевышнего. Подобное место мы видели по дороге из Карши в Шерабад (юго-западный Узбекистан). Одно из  самых известных таких мест в этом регионе - Чилучор Чашма (тадж. «Сорок четыре родника (источника)») на северо-западе Таджикистана (перейти к материалу Чилучор Чашма).

Большой известностью в Узбекистане пользуется находящийся в Каракалпакстане (на территории Древнего Хорезма) культовый комплекс Султан Увайс Бобо (мусульманский святой Уайс аль-Карани), в который входит священный водоём (хауз) с рыбами, снабжающийся водой из источника (булак), вытекающего из-под земли у мавзолея Султан Увайс Бобо. В этом месте практикуется обычай хоронить живущих в хаузе рыб, когда они умирают. Их заворачивают в белую ткань (саван) и хоронят на кладбище, окружающем мавзолей Султан Увайс Бобо (подробнее читайте и смотрите в материале Султан Увайс Бобо).

 

Но вернёмся к Чор Чинор. Местная традиция связывает Чор Чинор с именем одного из наиболее почитаемых деятелей мусульманского мира — саййида Абу-л-Кадира Гилани, последователи или потомки которого основали суфийское братство кадирийа. Согласно одному из преданий, бытующему в окрестностях Ургута, девушка, жившая в этих краях во времена пира (покровителя этих мест) Абу-л-Кадира Гилани, однажды встретила на безлюдной тропе пастуха, который вопреки обычаям шари‘ата не только остановил ее на дороге, но грубо схватил за руку. Оскорбленная в своей скромности и благочестии, она мысленно обратилась к своему наставнику (Абу-л-Кадиру Гилани). В это время Абу-л-Кадир находился в Багдаде и, готовясь к вечерней молитве, совершал омовение. Услышав призыв о помощи, он схватил кожаный тапок и кинул его через левое плечо. Чудесным образом башмак пролетел сквозь пространство и ударил пастуха в лоб, после чего пастух исчез. Исчезла и девушка. А на месте происшествия выросла чинара и забил из земли родник, вода которого, по утверждениям паломников, до сих пор исцеляет от множества разных недугов и просто облагораживает человеческие помыслы и побуждения, обращая их к Всевышнему.

Фатима (605) — 633 гг.) — младшая дочь Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) от его первой жены Хадиджи. Фатима почитается мусульманами как образец наивысших нравственных качеств. Один из её эпитетов – Захра (Зухро) (араб. «сияющая, освещающая», название планеты Венера, которая ассоциируется в исламской традиции с пречистой девой).

Али ибн Абу Талиб (599 - 661 гг.) - сподвижник Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), его двоюродный брат и зять, четвёртый праведный халиф (656 - 661 гг.), первый из двенадцати почитаемых шиитами имамов.

Абу-л-Кадир Гилани (1077 -1166 гг.) - считается саййидом - потомком Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) по линии его дочери Фатимы и зятя Али ибн Абу Талиба. Ханбалитский проповедник и богослов, суфийский шейх. Родился в селении Нифа (Найфа) в провинции Гилан (Иран), перс по происхождению (судя по прозванию отца). В возрасте 18 лет он прибыл в Багдад, где посещал лекции многих ученых. Совершив хадж, он последующие 25 лет странствовал по пустыням Южного Ирака, ведя жизнь аскета и не общаясь с суфиями (местная традиция может ссылаться на посещение им Средней Азии, подразумевая именно этот период его жизни). В возрасте 50 лет он вернулся в Багдад и выступил в роли проповедника. Его слава ханбалитского проповедника стремительно росла, и вскоре он стал исключительно популярен. Абу-л-Кадир был, несомненно, знаком с мистическими школами своего времени, которым он посвятил почти половину второй части труда "Ал-Гунйа ли талиб тарик ал-хакк", однако сказать, взгляды какой из них он разделял, весьма сложно. Он не создал, вопреки традиции, особого метода на пути мистического познания (тарика), неизвестно также, чтобы он руководил кем-либо на этом пути. Хотя традиционно считается, что он был основателем-эпонимом суфийского братства кадирийа, но на самом деле оно было основано его потомками либо последователями лишь к середине XIII в. (по мнению ряда специалистов, даже в XIV в.). Современники воспринимали Абу-л-Кадира Гилани как святого-чудотворца, ходатая перед богом и покровителя обездоленных. Он похоронен в Багдаде. Его Мавзолей в Багдаде — одна из самых известных святынь Ислама. Подробнее об Абу-л-Кадире Гилани читайте в соответствующем разделе сайта Института восточных рукописей Российской академии наук.

 

 

Чор Чинор. Май 2010 г.

 

Использованы материалы:

Статья Р.Р.Рахимова «За строкой А.П. Федченко: заметки по адидским культовым местам в суннитском окружении Центральной Азии» (Радловский сборник: научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2012 г., Российская академия наук, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), отв. ред.: Ю. К. Чистов, Санкт-Петербург, МАЭ РАН, 2013) Скачать статью в pdf

Рахмат Рахимович Рахимов (1938 - 2013 гг.) – советский и российский этнограф, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Музея антропологии и этнографии  им. Петра Великого (Кунсткамеры) Российской академии наук, специалист по этнографии ираноязычного населения Средней Азии.

 

Статья Н. С. Терлецкого «К вопросу о почитании деревьев на мазарах Центральной Азии» (Лавровский сборник: материалы XXXIV и XXXV Среднеазиатско-Кавказских чтений 2010-2011 гг.: этнология, история, археология, культурология / Рос. акад. наук, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), отв. ред.: Ю.Ю. Карпов, М.Е. Резван, Санкт-Петербург, МАЭ РАН, 2011, стр. 333-336) Скачать статью в pdf

Николай Сергеевич Терлецкий - российский этнограф, младший научный сотрудник отдела этнографии Центральной Азии Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН; основная тематика научных исследований: региональные формы бытования Ислама, традиция паломничества и поклонения, этнография и традиционная культура оседлого населения Центральной Азии.