Волков Александр Николаевич (1886-1957)

Русский-советский живописец, график, художник театра, реформатор изобразительного искусства, поэт, жизнь и творчество которого тесно связаны с Узбекистаном. Патриарх школы изобразительного искусства Узбекистана. Родился в г. Фергане в семье военного врача. Детство и раннюю юность провел в Туркестане. Позже переехал в Россию. Учился в Кадетском корпусе в Оренбурге (окончил в 1905 г.). После окончания Оренбургского Кадетского корпуса переехал в Петербург, где поступил в на естественный факультет Петербургского университета. Проучившись в Петербургском университете с 1906 по 1908 гг., Александр Николаевич оставил его, чтобы посвятить себя живописи. С 1907 г. посещал частную студию Д.И. Бортникера в Петербурге. В 1908-1911 гг. учился в Высшем художественном училище при Императорской Академии Художеств у В.Е. Маковского, в 1910-1912 гг. в частной школе М.Д. Бернштейна у Н.К. Рериха, И.Я. Шервуда и И.Я. Билибина. В 1912 г. А.Н. Волков переехал в Киев, где в 1912-1916 гг. учился в Киевском Художественном училище под руководством Ф.Г. Кричевского. В 1916 г. А.Н. Волков переехал в Ташкент. Преподавал рисунок и живопись в художественных учебных заведениях Ташкента до 1946 г. С 1919 г. был первым директором Государственного музея искусств Средней Азии. С 1922 г. руководил "Пролеткульт-театром". В 1924 г. - участник "Первой дискуссионной выставки объединений активного революционного искусства". С 1927 г. член АХРР (Ассоциация художников революционной России), с 1928 г. - объединения "Мастера Нового Востока", с 1930 г. - Ташкентского объединения АРИЗО. В начале 1930-х гг. организовал "Бригаду Волкова", объединившую некоторых художников-авангардистов Узбекистана (Николай Карахан, Петр Щеголев, Урал Тансыкбаев), искренне увлеченных темой социалистического преобразования жизни узбекского народа, стремившихся к простым и ярким (и в то же время оригинальным) живописным формам, понятным для народного восприятия. Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1943 г.), народный художник Узбекской ССР (1946 г.). Несмотря на бурные споры об его искусстве в художественной среде Ташкента, не поддавался конъектуре дня, до конца жизни придерживался в своем творчестве собственного оригинального мироощущения. 

Использованы материалы Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого (перейти в соответствующий раздел сайта Музея), Государственного музея Востока (сайт ГМВ) и Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (перейти в соответствующий раздел сайта ГМИИ им.  А.С. Пушкина)

Фото картин Александра Николаевича Волкова из собраний Государственного музея Востока (сайт ГМВ), Государственной Третьяковской галереи (сайт ГТГ) и Фонда Марджани (сайт Фонда Марджани). Выставка "От голубой розы к золотому гранату. Образ Востока в русском искусстве первой половины ХХ века" в Государственном музее Востока (07.03-08.04.2018 г.)

Александр Николаевич Волков. Автопортрет, 1919 г. ГМВ (постоянная экспозиция)

 

 

 

 

 

Александр Николаевич Волков. Слушают музыку, нач. 1920-х. ГТГ

 

 

 

 

Александр Николаевич Волков. Люди у мечети, 1918 г. Фонд Марджани

 

Александр Николаевич Волков. Беседа под сенью шатра, 1918-1919 гг. ГМВ

 

 

 

 

 

 

Александр Николаевич Волков. Беседа под веткой граната, 1918-1919 гг. ГМВ

 

 

 

 

 

 

 

Александр Николаевич Волков. Общество, 1918-1919 гг. ГМВ

 

 

 

 

 

 

 

Александр Николаевич Волков. Два цветка на фоне гор, 1914 г. Фонд Марджани

 

 

 

 

Александр Николаевич Волков. Персиянка, 1916 г. ГМВ

Смуглые девушки - маки зацветшие,

Грудь их - в корзинах гранаты созревшие,

Смех - хороводы звенящих пиал,

К солнцу поднявшийся край,

О Нанай-Нанай!

(стихи Александра Волкова)

 

 

 

 

 

 

 

 

Александр Николаевич Волков. Натюрморт, 1927 г. ГМВ

 

 

 

 

Александр Николаевич Волков. Продавцы фруктов, 1923 г. ГМВ

 

 

 

 

 

Александр Николаевич Волков. Свадьба, 1927 г. ГТГ

 

 

 

Александр Николаевич Волков. Сбор хлопка, 1931 г. ГТГ

 

 

 

Александр Николаевич Волков. Колхозник, 1933 г. ГМВ 

 

 

 

 

 

 

На выставке "От голубой розы к золотому гранату. Образ Востока в русском искусстве первой половины ХХ века" в залах Государственного музея Востока

 

 

 

Фото картин Александра Николаевича Волкова из собрания Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого (Узбекистан) (сайт ГМИРК им. И.В. Савицкого), представленных на выставке «Сокровища Нукуса» в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве (перейти в соответствующий раздел сайта ГМИИ им.  А.С. Пушкина) 07.04 – 30.05.2017 г.

Александр Николаевич Волков. Композиция, 1915-1917 гг. ГМИРК им. И.В. Савицкого

Александр Николаевич Волков. Пейзаж с землечерпалками, 1917 г. ГМИРК им. И.В. Савицкого

Александр Николаевич Волков. Арба, 1924 г. ГМИРК им. И.В. Савицкого


Александр Николаевич Волков. Пейзаж с мельницей, 1926 г. ГМИРК им. И.В. Савицкого

 

 

 

Александр Николаевич Волков. Караван, 1926 г. ГМИРК им. И.В. Савицкого

Фото картин Александра Николаевича Волкова из собрания Государственного музея Востока (постоянная экспозиция) сайт ГМВ

Александр Николаевич Волков. Караван. Пустыня (перед бураном), 1921 г. ГМВ

 

 

 

 

Александр Николаевич Волков. Фергана. Кишлак, 1926 г. ГМВ

 

 

 

 

Александр Николаевич Волков. Пейзаж с деревьями, 1930-е гг. ГМВ

Выдержки из интервью московского художника и скульптора Александра Александровича Волкова (младшего сына Александра Николаевича Волкова) Информационному агентству "Фергана" (Нигора Хасанова, Ташкент 29.12.2006 г.):

Самое главное в творчестве Волкова, и об этом он писал сам, то, что после «Гранатовой чайханы» он отошел от системы треугольников. Вот, к примеру, в чем была проблема Малевича и его учеников? Ученики Малевича все были супрематисты, и, в принципе, отличить их работы друг от друга практически невозможно, они все делали похожие вещи. Но после «Квадрата» сам Малевич не знал, что делать. Когда он вернулся к фигуративной живописи, у него пошли уже слабые вещи. В тридцатые-сороковые годы Волков сумел свои находки из области формальной системы перевести в новую живопись. Правда, по этому поводу некоторые ошибочно считают, что «вот его давили, и поэтому он поддался, стал писать красные обозы, колхозы и прочее». Но Волков очень живо реагировал на жизнь. А жизнь менялась. И он говорил: «Жизнь меняется, а мы всё – бедана (перепелка. – Ред.), чайхана, караван... Надо искать новые формы». Когда строился Ферганский канал, в течение сорока дней народ выходил как на праздник. Художник не мог этого не видеть, не мог не запечатлеть. И он это делал совершенно искренне. И здесь я хотел бы сделать четкое разделение – мы с вами говорим сейчас о социалистическом реализме. Художники тогда действительно боролись за то, чтобы быть представителем соцреализма. Волков здесь, в Ташкенте, Фальк – в Москве, кто-то еще. Но соцреализмом потом стали называть то, что официально поддерживалось, а это совсем другое. В те годы шла борьба между искусством глубоким, личным и искусством официальным.

Сейчас, изучая работы отца, я все больше убеждаюсь, насколько глубоки его поздние работы. Мало того, интерес к ним сегодня колоссальный. Это говорит о том, что в любой жизненной ситуации художник может остаться самим собой, выражать свои мысли. Отец говорил такую, очень сложную, вещь, которую я понял с годами: «Карьеризм не страшен, страшен карьеризм в искусстве». То есть, если человек делает карьеру, но остается художником, – это не страшно, а когда он в искусстве начинает подделываться, пытаясь таким образом сделать карьеру, – вот это опасно. То, что говорил Пушкин – «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». Нельзя продать вдохновенье!

Я помню, что после одной из отцовских выставок училище разделилось на так называемых «волкистов» и «антиволкистов». Дело даже доходило до драк. Но, говоря о шорах на глазах у людей, отец успокаивал: «Вот не видят люди, но пройдет время и увидят». Предстоит еще глубокое изучение творчества Волкова. В наше время, когда возникают такие сложности между культурами, такие разрывы между религиями, какие-то исторические коллизии, когда стало важно, кто где родился, где вырос, где проходят границы, единственное, что по-настоящему объединяет людей, – это истинная культура, это истинная наука. И искусство – это одна из самых важных нитей, связывающих человеческие сердца и человеческие судьбы. Отец отдал этому всю свою жизнь.

Отец когда-то говорил: «В нашей жизни не хватает двух вещей – свободы искусства и свободы торговли». Дело в том, что он, конечно, свободный человек и многое не принимал в официальном искусстве, которое называлось соцреализмом, но которое на самом деле таковым не являлось. Волков же был одним из тех людей, которые создавали искусство эпохи соцреализма. Он всегда был прямым человеком и считал, что нельзя жить так, а писать иначе. Ведь очень часто в современном искусстве художники придумывают себе имидж или говорят: сейчас мы играем по этим правилам, а потом будем играть по другим. Волков никогда не играл, он шел, повинуясь внутреннему своему чутью, чувству правды жизни, которое было в нем. И поэтому когда менялась жизнь, он тоже менялся. Это была естественная реакция. Когда он почувствовал, что слишком много художников пишет официальные картины о стройках или о чем-то еще, он стал писать более интимные вещи, ушел в себя, но оставался самим собой.

Я помню, что буквально несколько лет назад люди говорили: ну что это - стройка, колхозы, это уже упадок... Люди просто находились в плену периода, когда все советское принято было ругать. Но ведь они смотрели работы Ван Гога «Едоки картофеля» или Милле «Аржелис», где изображены молящиеся труженики. Тема труда всегда присутствовала в мировом искусстве как одна из форм человеческого существования, это особенно сильно проявляется в протестантской религии, в которой ко всему относятся очень серьезно: только трудом ты можешь заработать что-то, и ничего не должен получить случайно - это не богоугодное дело. В этом смысле Волков был очень последовательным человеком. Он очень любил людей, которые окружали его, у него были друзья из простых семей. Это является основой его творчества и, своего рода, заветами для нас с братом и наших учеников.

Приятно, что Волков считается крупнейшим узбекским мастером, одним из создателей школы изобразительного искусства Узбекистана. И до него были художники, но - другого характера. Школа Волкова, вероятно, самое значительное явление, может быть, наиболее плодотворное, которое имеет возможность развиваться и сейчас. Вместе с братом Валерием и моим сыном я преподавал в частной академии в Москве, и там выросла целая плеяда новых учеников Волкова. Так что это явление продолжает жить и развиваться. И не только в Москве, но и в Ташкенте, в Узбекистане живут и активно работают его ученики. Ведь Волков многим обязан родной земле, и он оставил после себя немало прекрасных живописцев.

Отцу хотелось, чтобы простые люди видели его вещи. Он приглашал домой дворничиху тетю Нюру, столяра, который делал ему подрамники, соседей, мальчишек. Помню также, что его работы приходили смотреть Сара Ишантураева, Аброр Хидоятов. В двадцатые годы в Среднюю Азию из России прибыл для работы в университете очень сильный профессорско-преподавательский состав. Среди ученых были Успенский, Корженевский, другие люди. Волков организовал в университете выставку своих работ, из-за которых затем разгорелся диспут. Споры длились трое суток, сторонники Волкова защищали его, а вечером приходили противники и сбрасывали со стен картины, которые утром опять оказывались вывешенными, – этот факт зафиксирован.

Говоря об отношениях Волкова со зрителем, стоит вспомнить о книге отзывов на его юбилейной выставке в 1967 году в Ташкенте. Отец, к сожалению, тогда был очень болен, не смог присутствовать на выставке, и мы каждый день рассказывали ему о ней, приносили книгу отзывов. Помнится, было бурное обсуждение выставки в Союзе художников, продолжавшееся до часа ночи. В стенограмме обсуждения зафиксировано выступление, в котором говорилось, что «такая выставка, как выставка Волкова, привела к венгерским событиям 1956 года» (!). А вы, наверное, знаете, как утопили в крови венгерскую революцию. Как можно было сопоставлять творчество с такими кровавыми событиями? А еще один художник говорил: «Творчество Волкова мне напоминает одного американского художника «Взгляд на мир через таз женщины». А картина называлась «Взгляд на мир через берцовую кость». Вот до такого доходило... Но выступали и такие люди, как профессор Ходокин, замечательный археолог Юренев, Игорь Витальевич Савицкий. Свои поздравительные телеграммы отцу тогда прислали Фальк, Фаворский, Сергей Герасимов, Тышлер...

...наверное, самое главное, что отец вложил в нас такую мысль: «Ты можешь боготворить своего мастера, ты можешь его любить, но не нужно слепо подражать – раз, а самое главное – не надо чувствовать себя карликом при этом, чтобы ты рухнул под авторитетом и понял, что тебе нужно сто лет, чтобы добиться этого. Нет, будь самим собой! Ищи себя, смотри жизнь». Как-то он набирал учеников, среди них был и Павел Мартаков. Отец спрашивает у них: «Что вы любите?». Один говорит «я люблю Шишкина», другой называет еще кого-то, а Мартаков заявляет «А я люблю степь…». Отец сказал: «Это - самое главное, жизнь - она важнее всего!»

Как-то я пришел с выставки и пренебрежительно отозвался об одном художнике. Отец сказал: «Ты неправильно смотришь. На художника надо смотреть так, чтобы увидеть в нем что-то хорошее. Плохое ты всегда увидишь. Если не увидишь ничего хорошего, тогда можешь отвергнуть, а если хоть что-то увидишь – за это надо зацепиться». Ведь стать художником очень трудно, и у отца было очень бережное отношение к личности. Волкова никто не может обвинить в том, что он, будучи председателем живописной секции, кого-то прижимал или придавливал. Он мог спорить с Курзиным, они называли себя «друзья-враги в искусстве». Но они друг друга любили и ценили как художников. Курзин после своей ссылки к нам первым пришел в дом. А спустя время мой брат Валерий первым сделал выставку-открытие Курзина для Узбекистана.

Отец был бродяга, путешественник, он никогда не мог сидеть на месте, всегда был в движении, и когда ему не хватало красок – стали появляться слова. А еще он очень любил музыку. Между прочим, одной из причин, почему он решил заняться живописью, стал концерт Эрденко, замечательного скрипача, цыгана по происхождению. Волков любил слушать концерты Скрябина, эта новая музыка подействовала на него с невероятной силой.

Отец писал стихи где-то до 1926 года. Потом перестал. У меня есть две его поэтические тетради. К его поэзии сейчас наблюдается очень большой интерес. О ней писал Эдуард Бабаев - ташкентец, уехавший в Москву, замечательный поэт, писатель, тонкий исследователь и большой знаток творчества Л.Н.Толстого, много лет работавший заместителем директора по науке Музея Толстого и преподавателем факультета журналистики МГУ.

Земля, степи, горы, реки, деревья, люди, – все это всегда было символом и смыслом творчества отца, и в самые трудные годы помогало ему выстоять, выдержать тот сложный путь, который ему пришлось пройти. В сложные периоды жизни, когда были гонения, он уходил в горы и там черпал новые силы. Он любил простых людей, он любил простую жизнь, и у него есть замечательные стихи на эту тему:

Горы – лучеприемники,

Золотого счастья цепь.

Мы здесь – только кочевники.

Верблюд да юрта, да степь...

Выдержки из лекции «Среднеазиатская чайхана» московского художника и скульптора Александра Александровича Волкова (младшего сына Александра Николаевича Волкова) в Государственном музее Востока в Москве (по материалам Информационного агентства "Фергана", лекцию записала Мария Яновская):

Стихи Александра Николаевича Волкова:

 

В чайхане над родниками

Верят в рыб, ушедших в землю,

И, прикрыв виски руками,

Плеску струй часами внемлют.

 

***

 

Пыль и шелка Бухары

Скрипы арбы на извилистых улицах,

Стадо баранов под арбами крутится.

Пыль и шелка Бухары!

Крики мальчишек в чуплашках с корзинами,

Свисты погонщиков, вопли ослиные.

Пыль и шелка Бухары!

Втиснулись клином верблюды горбатые,

Сбоку идут каравано-вожатые.

Пыль и шелка Бухары!

Звоны пиал в чайхане разливаются,

В пыль дым чилима спирально врывается.

Пыль и шелка Бухары!

Девушки с визгом кричат за дувалами,

В щели впиваются лица их алые.

Пыль и шелка Бухары!

А старые люди листают страницы,

И стих из Корана в губах шелестится.

Пыль и шелка Бухары!

 

***

 

Танец

Тыни мини тын тын,

тыни мини тын…

Под удар дутара тюбетейки клин

Взвился точно кречет к серой бидане

Перья крыл трепещут в пыльной синеве.

Ах, моя услада,

сладость спелых дынь,

Золотятся ноги – тыни мини тынь …

Дост!!!

Лапа лапа лап лап,

Лапа лапа лап…

Барабанов трепет в яром скрипе арб.

Хруст циновок нежен, взор ее – цветок.

В исступленьи диком кружится сто ног.

Барабанов вопль – тяпы дапы ляп

Бубен бьет под пляску --

Лапа лапа лап.

Дост!!!

Тыка тыка тын тын,

тыкы тыки тын

Пиала Аллаха и кальяна дым.

Так пылают щеки – точно два граната,

Падают в истоме руки от халата.

Ах, моя услада, спелых много дынь

На больших подносах тыка тыка тын.

Дост!!!


Рассказывает Александр Александрович Волков:

У отца был хорошо поставленный голос, в Петербурге он учился пению у итальянского педагога. От природы у отца был баритон, а итальянец хотел перевести его в драматический тенор. Но наступил момент, когда педагог ему сказал: вы должны выбрать или пение, или живопись, потому что совмещать и то, и другое профессионально нельзя. Отец выбрал живопись. Но петь очень любил, и продолжал петь еще потом долгие годы. При мне, правда, уже не пел: война, болезни, что-то случилось с голосом. Но иногда он брал ноту и говорил: три ноты у меня есть… Через какое-то время говорил: у меня есть две ноты. Потом осталась лишь одна нота. Но он ее брал…

Отец знал многие вещи, связанные с мистическим Востоком. У него было любимое кресло, которое он купил после революции на распродаже имущества генерал-губернатора. Обычное садовое кресло, купил за три копейки. Кажется, в нашем доме это была единственная мебель, более-менее стоящая.

Время от времени отец садился в это кресло, заворачивался с головой в одеяло и говорил: «Я ушел в нирвану». И мы знали, что несколько часов к нему не нужно подходить. Видимо, он практиковал какие-то вещи, связанные с внутренней концентрацией, и меня учил. Например, как отдохнуть, если очень устал: лечь на пол, расслабить все мышцы - и минут 15 полежать на ровной поверхности.

Помню, когда я был в Каире, то присутствовал на радении (молитве) дервишей, суфиев. И их танец произвел на меня большое впечатление. Когда я вышел из мечети, то вдруг понял, что вокруг меня, как вокруг оси, вращается весь Каир. И одна узбечка, которой я рассказал про это, сказала: это же было погружение в суфийское действо. Ведь суфий где остановился - там ему и мечеть, и этот танец-вращение дает возможность физической концентрации и погружения в этот мир. Ось между богом и миром проходит через человека, это личное общение с высшими небесными силами.

Отец, очевидно, и в этом понимал. В молодости, когда собирались гости, в основном, русские и европейцы, он любил танцевать. Танец его назывался «лампочка» - он поднимал руки к электрической лампочке, делал вид, что его словно ударило током - и начинал танцевать. Отец входил в мистический раж, иногда мог запрыгнуть на стол с посудой. В некоторых домах побаивались танца Волкова, но все равно просили, чтобы он станцевал. И он сам мне рассказывал, как однажды зашел в узбекский дом, гости сидели на крыше, летом там часто сидят, когда солнце уходит, и пьют чай. И он начал там танцевать, вошел в транс и начал двигаться в сторону края. Публика же была заворожена настолько, что никто не успел его предупредить - и отец упал с крыши на землю.

Но отец в свое время закончил Кадетский корпус, занимался гимнастикой и вообще был человек спортивный, кроме того, стена была сделана с откосом, и он успел убрать голову, съехав по стене на землю. Но главное - не прекращая танца, он поднялся по лестнице - и снова вышел на эту крышу, а публика сидела в шоке, думая, что Волков уже сломал себе шею.

А он продолжил танцевать.

Выдержки из лекции московского художника и скульптора Александра Александровича Волкова (младшего сына Александра Николаевича Волкова), состоявшейся 26.04.2017 г. в ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве в рамках выставки "Сокровища Нукуса".

(Выставка изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства каракалпаков и предметов археологии «Сокровища Нукуса» из собрания Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого (Узбекистан) (сайт ГМИРК им. И.В. Савицкого) проходила 07.04 – 30.05.2017 г. в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (перейти в соответствующий раздел сайта ГМИИ им.  А.С. Пушкина)

 

 

 

Материалы, из которых можно узнать об Александре Николаевиче Волкове и художниках его круга:


1. Документальный фильм Фонда Марджани об основателе Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан Игоре Витальевиче Савицком "Страсть Игоря Савицкого" (2015 г., Автор сценария и режиссер - Али Хамраев, Генеральный продюсер - Рустам Сулейманов) Подробная информация о фильме в соответствующем разделе сайта Фонда Марджани


Посмотреть фильм можно на странице Facebook Историко-культурологического проекта о старом Ташкенте и Узбекистане "Ташкент - ретроспектива" по следующей ссылке: https://www.facebook.com/tashkentretrospective/videos/918098511710763/

 

 

2. Программа «Пятое измерение» на телеканале «Россия-Культура» о выставке «Сокровища Нукуса». Президент ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирина Александровна Антонова беседует с куратором выставки, ведущим научным сотрудником Отдела личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина, Анной Юрьевной Чудецкой:

 


(Выставка изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства каракалпаков и предметов археологии «Сокровища Нукуса» из собрания Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого (Узбекистан) (сайт ГМИРК им. И.В. Савицкого) проходила 07.04 – 30.05.2017 г. в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (перейти в соответствующий раздел сайта ГМИИ им.  А.С. Пушкина)

О выставке "Сокровища Нукуса" можно также узнать из интервью обозревателя портала Artandyou.ru Елены Рубиновой с куратором выставки, ведущим научным сотрудником Отдела личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина, Анной Юрьевной Чудецкой  (перейти к тексту интервью на портал Artandyou.ru)