Троицкое (Константин Мактович и Зинаида Николаевна Бельды, традиционная свадебная одежда нанайцев)

 

 

 Троицкое (районный центр Нанайского района Хабаровского края)


Посмотреть место в Google Планета Земля

 

В июне 2015 г. в поселке Троицкое (районный центр Нанайского района Хабаровского края) мы побывали в гостях у наших хороших знакомых Константина Мактовича Бельды и Зинаиды Николаевны Бельды, которые жили в то время вместе с многочисленными внуками и внучками. Константин Мактович – известный нанайский писатель. Его книга «Предания земли Нани», во многом автобиографическая, рассказывает о жизни и мистическом мировоззрении нанайцев в середине ХХ в. Один из героев этой книги мальчик Коачика – это сам Константин Мактович (Коачика – его нанайское имя); все персонажи – реальные люди.

Константин Мактович Бельды «Предания земли Нани», Хабаровск 2007 г. pdf

 

30 августа 2021 года в Троицком на 87 году ушёл из жизни Константин Мактович Бельды (1934 - 2021). Светлая память!

 


Зинаида Николаевна (супруга Константина Мактовича) - известная мастерица. Она занимаелась созданием (воссозданием) полных комплектов национальной нанайской одежды, которую нанайцы использовали в тех или иных случаях, как повседневных, так и праздничных. Зинаида Николаевна считает, что главная миссия нанайского мастера – сохранить каноны традиционного искусства и передать их будущему поколению.
Комплект свадебной одежды нанайской невесты, сшитый Зинаидой Николаевной, любезно представила нам её старшая внучка Маша. Различные виды нагрудников и халатов надевались один на другой в определенной последовательности и составляли многоуровневую защиту невесты (будущей матери, продолжательницы рода) от влияния злых духов (негативной энергии) на её пути из родительского дома в дом жениха. Подобные обряды в той или иной форме характерны для многих культур. Например, в Хорезме (север Узбекистана) не только невесту, но даже автомобиль, в котором везут невесту из родительского дома в дом жениха, до сих пор иногда накрывают особым покрывалом). У нанайцев этот обряд (многоуровневая защита невесты с помощью особой свадебной одежды) уже давно не практикуется.
Внешний халат «сикэ» - главный родовой халат. На его спине расположены чешуи дракона - существа, обладающего в нанайской мифологии наибольшей обережной силой. Ниже изображено родовое древо в зеркальном отражении, через некий орнамент, напоминающий врата (условную границу перехода энергии). Здесь могут быть отражены некие базовые принципы построения мироздания: «динамический» (образ мирового древа, условное развитие по вертикали) и в то же время «зеркальный» (перетекание энергии, всего сущего из одного состояния в другое с сохранением баланса, условное развитие по горизонтали). У основания родового древа вышиты тигры – родовые (тотемные) животные рода Бельды. Зинаида Николаевна рассказала, что тигр является также родовым животным нанайских родов  Пассар, Актанко, Гейкер и Заксор. На древе вышиты птицы – души детей, которые должны родиться. Под основанием древа изображены змеи, ящерицы и черепахи, символизирующие связь между загробным миром и миром живых (см. примечание внизу).

Элементы свадебной одежды нанайской невесты по порядку (со слов Зинаиды Николаевны):
1. Лэлу (нагрудник)
2. Покто (халат)
3. Капчима тэгуэ (халат)
4. Босома амири (халат)
5. Лэлэ (нагрудник)
6. Сикэ (родовой халат)
7. Сини (воротник)


Поверх воротника на невесту надевали подвеску в виде диска (у Зинаиды Николаевны это китайский бронзовый диск, символ слияния и взаимодействия двух противоположных начал «инь» и «ян», принцип мироздания). В Краеведческом музее села Кондон, одного из старейших традиционных нанайских сел, где живет особая группа нанайцев - горинские нанайцы, мы видели нефритовую подвеску, использовавшуюся, как нам объяснили, в свадебных обрядах. В той подвеске несколько другая символика, вероятно, связанная с солнечным, небесным началом (круг, три хищника из кошачьих, которые могут символизировать солнечную, созидающую жизненную энергию, мужское начало, три принципа жизненного цикла: первоначальное творение одного из миров и постоянное его обновление: созидание и разрушение).
Отправляясь в путь к дому жениха, невеста несла перед собой родовое копьё (по некоторым сообщениям размахивала им), обладавшее мистической силой противостоять злым духам. Такие копья мы видели в экспозициях музеев: Хабаровский краевой музей им. Н.И. Гродекова (http://hkm.ru) и Краеведческий музей села Кондон (Солнечный район Хабаровского края).

 

Примечания: "...тигр является также родовым животным нанайских родов  Пассар, Актанко, Гейкер и Заксор. На древе вышиты птицы – души детей, которые должны родиться. Под основанием древа изображены змеи, ящерицы и черепахи, символизирующие связь между загробным миром и миром живых". Данное описание орнаментов дано со слов Зинаиды Николаевны Бельды. Другие интерпретации орнаментов в тексте - умозрительные рассуждения автора сайта, основанные на сопоставлении сходных  или одинаковых символов в разных культурах.

 

 

Костантин Мактович Бельды и Зинаида Николаевна Бельды с внучками, внуками и юными участниками команды Life-on-earth.ru в их квартире в Троицком (Нанайский район, Хабаровский край). Июнь 2015 г.

 

 

 

Зинаида Николаевна Бельды в молодости

  

 

 

Комплект свадебной одежды нанайской невесты, сшитый Зинаидой Николаевной Бельды, представила нам её старшая внучка Маша (Троицкое (Нанайский район, Хабаровский край), июнь 2015 г.). Различные виды нагрудников и халатов надевались один на другой в определенной последовательности:
1. Лэлу (нагрудник)
2. Покто (халат)
3. Капчима тэгуэ (халат)
4. Босома амири (халат)
5. Лэлэ (нагрудник)
6. Сикэ (родовой халат)
7. Сини (воротник)

 

  

 

Подвеска в виде диска, которую надевали на невесту поверх воротника сини. Материал: нефрит.

Краеведческий музей села Кондон (горинские нанайцы) (Солнечный район, Хабаровский край) посмотреть место в Google Планета Земля.

Фото: Июнь 2015 г.

Краеведческий музей села Кондон (Солнечный район Хабаровского края)

  

 

 

Отправляясь в путь к дому жениха, невеста несла перед собой родовое копьё (по некоторым сообщениям размахивала им).

Краеведческий музей села Кондон (горинские нанайцы) (Солнечный район, Хабаровский край) посмотреть место в Google Планета Земля.

Фото: Июнь 2015 г.

Краеведческий музей села Кондон (Солнечный район Хабаровского края)Краеведческий музей села Кондон (Солнечный район Хабаровского края)Краеведческий музей села Кондон (Солнечный район Хабаровского края)Краеведческий музей села Кондон (Солнечный район Хабаровского края)

 

 

 

Отправляясь в путь к дому жениха, невеста несла перед собой родовое копьё (по некоторым сообщениям размахивала им).

Хабаровский краевой музей им. Н.И. Гродекова (http://hkm.ru). г. Хабаровск.

Фото: Июнь 2015 г.

Хабаровский краевой музей им. Н.И. Гродекова

 

 

 

Зинаида Николаевна Бельды рассказывает о свадебной одежде нанайцев. Июнь 2015 г.

 

 

 

 

 

 

 

Зинаида Николаевна Бельды рассказывает о женской свадебной, а также мужской и детской одежде нанайцев. 20.06.2008 г. Детский халат представляет внучка Зинаиды Николаевны и Константина Мактовича Маша.

 


 

 

Справочные материалы:

 Народы России. Энциклопедия, главный редактор В.А. Тишков. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», Москва 1994

Нанайцы стр. 239-242