Село Криуша (Вознесенский район, Нижегородская обл.)

Село Криуша

Вознесенский район, Нижегородская область

Посмотреть место в Яндекс.Карты

 

 

Cело Криуша Вознесенского района Нижегородской области

03-04.07.2021 г.

В селе находится церковь Владимирской иконы Божией Матери

Рекомендуемые материалы о церкви Владимирской иконы Божией Матери в селе Криуша:

1. На сайте СОБОРЫ.РУ: https://sobory.ru/article/?object=18505

2. На сайте Храмы России http://temples.ru/card.php?ID=14960

 

 

 

Юрий Петрович Галихин - житель села Криуша, известный во всём районе гармонист, балалаечник, исполнитель песен, резчик по дереву (Юрий режет ажурные наличники на окна - славная традиция русских деревень).

У Юрия Галихина по случаю его Дня рождения собрались гости: односельчане, знакомые гармонисты и команда проекта Life-on-earth.ru

Односельчанин Юрия Сергей Сегов и сам Юрий играют на гармони, вместе с гостями поют лирические песни и под традиционные наигрыши исполняют соответствующие наигрышам частушки, в том числе частушки под нижегородский наигрыш "сормача" (сормач, сормовские припевки (Сормовский район Нижнего Новгорода (Сормово) (посмотреть место в Яндекс.Карты).

Сергей Александрович Сегов - житель села Криуша, известный во всём районе гармонист, балалаечник, исполнитель песен.

Несколько слов о частушках (припевках), часть которых могут у некоторых (преимущественно городских) граждан, не знакомых с традиционной деревенской культурой вызвать недоумение.

Хотя сами частушки (частые песни), как устоявшийся жанр народного фольклора, возникли сравнительно недавно (вероятно, в середине 19 века), но многие темы, отраженные в них, наряду со свойствами их мелодики (мажорный тон, ритмичность, напевно-речитативный характер),  имеют очень древние истоки и связаны с аграрными и календарными обрядовыми действиями, направленными на обеспечение плодородия земли, домашних животных и людей (работников), что являлось в древнем (и даже не очень древнем, а кое-где и в современном) аграрном обществе основой выживания и благополучия. Эти обряды (а соответственно и частушки) можно условно и обобщённо назвать "вакхическими" - от наименования древнегреческого божества производительных сил природы "Вакхос". Подобные обряды существовали и имели огромное значение во многих древнейших цивилизациях, у многих народов. Музыкальное их сопровождение (с соответствующим наигрышем, ритмом, танцем) имело целью приведение участников обряда, празднества в экстатическое состояние (изменённое состояние сознания), что должно было ощущаться, как состояние частичного погружения в потусторонний мир, установления связи с ним - мир, который должен был обеспечить плодородие полей, огородов, садов и пастбищ, скота и людей (работников), выживание и благополучие народа. Во многих традиционных социумах подобные обряды и празднества сохранились до сих пор. Об одном из сохранившихся до наших дней календарном и аграрном обряде, который до настоящего времени сохранил, пожалуй, только календарное значение, смотрите материал "Проводы Дуняши (село Борки, Вознесенский район, Нижегородская область)".

Частушки, конечно, не являются обрядовыми песнями, но они - один из методов перехода участников обряда в определённое эмоциональное состояние (близкое к изменённому состоянию сознания (ИСС) в преддверии совершения обрядовых действий. Частушки возникли на базе более архаичных малых жанров фольклора (плясовые и игровые припевки, прибаутки и т.п.), в число которых, вероятно, входили короткие заклинания (заклички), приговоры, заговоры - обычная практика сельского быта в прошлом (а в иных местах - и в настоящее время). Так что, несмотря на относительную молодость жанра частушки, в  частушках отражаются очень древние элементы и принципы мироощущения сельского жителя. 

Практика исполнения частушек, в частности "вакхических" (символическое значение которых заключается в обращении к производительным силам природы), - естественное развитие древнейшей аграрной и календарно-обрядовой традиции в среде сельских жителей в новые времена, когда значение заклинательных практик постепенно утрачивало былое значение, как способ выживания сельского социума.

 

На Дне рождения у Юрия Галихина

Село Криуша Вознесенского района Нижегородской области

03.07.2021 г.

 

 

 

На Дне рождения у Юрия Галихина

Село Криуша Вознесенского района Нижегородской области

03.07.2021 г.

Замечательный гармонист из города Кохма Ивановской области (посмотреть место в Яндекс.Карты) Михаил Воронков исполняет на гармони и поет вместе с гостями лирические песни.

 

 

 

 

Сергей Александрович Сегов - житель села, известный во всём районе гармонист, балалаечник, исполнитель песен - показывает команде проекта Life-on-earth.ru свою пасеку, расположенную в садике напротив его старого дома, из окна которого он наблюдает за роением пчёл, время от времени играя на баяне, исполняя песни для себя. Он рассказывает о том, как пчёлы роятся, почему за роением надо наблюдать, как не упустить рой, чтобы он не покинул пасеку, не улетел в лес и не одичал.

Село Криуша Вознесенского района Нижегородской области

04.07.2021 г.

 

 

 

Сергей Александрович Сегов - житель села, известный во всём районе гармонист, балалаечник, исполнитель песен - показывает команде проекта Life-on-earth.ru наигрыши на балалайке, в том числе нижегородский наигрыш "сормача" (сормач, сормовские припевки (Сормовский район Нижнего Новгорода (Сормово) (посмотреть место в Яндекс.Карты), и как исполняются частушки под сормача.

Село Криуша Вознесенского района Нижегородской области

04.07.2021 г.

 

 

 

 

 

Юрий Петрович Галихин - житель села, известный во всём районе гармонист, балалаечник, исполнитель песен, резчик по дереву (Юрий режет ажурные наличники на окна - славная традиция русских деревень) - показывает команде проекта Life-on-earth.ru наигрыши на балалайке, в том числе нижегородский наигрыш "сормача" (сормач, сормовские припевки (Сормовский район Нижнего Новгорода (Сормово)(посмотреть место в Яндекс.Карты). Правда, Юрий в основном играет на гармони, так как балалайки у него нет. Он несколько лет не играл на балалайке. Мы привезли свои балалайки и попросили Юрия повспоминать разные наигрыши.

Село Криуша Вознесенского района Нижегородской области

04.07.2021 г.

 

 

 

 

 

Наигрыши и лирические песни по отдельности (фрагменты из предудущих видеосюжетов)

 

 

Гармонь-балалайка

 

У Юрия Галихина по случаю его Дня рождения собрались гости: односельчане, знакомые гармонисты и команда проекта Life-on-earth.ru. Наша команда, в которой есть два юных начинающих балалаечника: Коля и Наташа, привезла с собой балалайки. Выяснилось, что Юрий Галихин и его односельчанин Сергей Сегов не только гармонисты, но и балалаечники. Правда, Юрий в основном играет на гармони, так как балалайки у него нет. Он несколько лет не играл на балалайке. У Сергея балалайка есть, но он также в основном играет на гармони, а на балалайке давно не играл. В какой-то момент мы достали нашу балалайку, и Юрий с Сергеем экспромтом сыграли несколько наигрышей в паре балалайка-гармонь, вместе с односельчанами исполнили частушки, соответствующие наигрышам.

 

 

 

 

Частушки под наигрыш "страдание" (Юрий Галихин - балалайка, Сергей Сегов - гармонь)

 

 

 

 

 

Частушки под наигрыш "цыганочка" (Юрий Галихин - балалайка, Сергей Сегов - гармонь)

 

 

 

 

Частушки под нижегородский наигрыш "сормача" (сормач) (Юрий Галихин - балалайка, Сергей Сегов - гармонь)

 

 

 

 

Гармонь

 

Частушки под нижегородский наигрыш "сормача" (сормач) (Юрий Галихин - гармонь)

 

 

 

 

Частушки под наигрыш "барыня" (Юрий Галихин - гармонь)

 

 

 

 

Частушки под наигрыш "страдание" (Юрий Галихин - гармонь)

 

 

 

 

Частушки под наигрыш "цыганочка" (Юрий Галихин - гармонь)

 

 

 

 

Песня "На муромской дорожке..." под гармонь (Юрий Галихин)

 

 

 

 

Балалайка

 

Нижегородский наигрыш "сормача" (сормач) на балалайке и частушки (припевки) под него (Сергей Сегов)

 

Вот она и заиграла, двадцать пять на двадцать пять.

Вот она и загуляла, наша шаечка опять.

 

(«двадцать пять на двадцать пять» - гармонь с 25-ю клавишами в правой и 25-ю клавишами в левой клавиатуре)

 

Вот она и загуляла, наша шаечка опять.

Наша шаечка молоденька, шали, шали, шали.

 

Наша шаечка молоденька, шали, шали, шали.

Нашу шаечку молоденьку никто не шевели.

 

Нашу шаечку молоденьку никто не шевели.

Голос мой, голос мой, голос куда делся?

 

Голос мой, да голос мой, да голос куда делся?

У залётки на кудрях голос завертелся.

 

("залётка" - любимая)

 

А у залетки на кудрях да голос завертелся.

 

Стели мать постелюшку последнюю неделюшку.

 

Стели мать постелюшку последнюю неделюшку.

А на той неделюшке постялят нам шенелюшки.

 

А на той неделюшке постялят нам шенелюшки.

Меня в армию забрали, и никто не пожалел.

 

Меня в армию забрали, и никто не пожалел.

Только рыженький телёнок в огороде заревел.

 

Только рыженький телёнок в огороде заревел.

 

 

Нижегородский наигрыш "сормача" (сормач) на балалайке (Юрий Галихин)

 

 

 

Тексты частушек с комментариями

 

 

Частушки (припевки) под нижегородский наигрыш «сормача» (сормач)

 

Частушки (припевки) «на драку»

Тема этих частушек – (само)утверждение молодых людей в социуме, что соответствует обрядам инициации (перехода молодого человека из статуса «мальчика-подростка» в статус «мужчины»), которые издавна практикуются в традиционных обществах по всему миру. В частности, в России ещё не так давно практиковались кулачные бои, являвшиеся, вероятно, отголоском более древних практик инициации.

В таких соревновательных действиях просматривается также своеобразная практика обращения к "высшим силам" посредством преодоления сложных физических испытаний, победы в тяжёлой соревновательной борьбе. Такая практика, в частности, сохранилась в наши дни у некоторых кочевых народов (казахи, киргизы и др.) в виде игры кокпар (казах. яз.), кок бору (киргиз. яз.), о которой можно узнать из материала "Кокпар".

В теме драки появляется персонаж девушки (Шурочки) и шуточно-любовных отношений с ней, что вполне соответствует определяющемуся статусу «будущего полноценного мужчины».


 

Вот она и заиграла двадцать пять на двадцать пять.

Вот она и загуляла наша шаечка опять.

 

(«двадцать пять на двадцать пять» - гармонь с 25-ю клавишами в правой и 25-ю клавишами в левой клавиатуре)

 

Вот она и загуляла наша шаечка опять.

Наша шаечка молоденька, шали, шали, шали.

 

Наша шаечка молоденька, шали, шали, шали.

Нашу шаечку молоденьку никто не шевели.

 

(«Шевили» - диалектная вариация села Криуша (Вознесенский район Нижегородской области); «шевяли» (возможно, «шавяли» – диалектная вариация села Сар-Майдан (Сарминский Майдан, (Вознесенский район Нижегородской области (название - от реки Сарма).

 

Нашу шаечку молоденьку никто не шевели.

Шура лей, Шура лей, Шура не облейся.

 

Шура лей, да Шура лей, да Шура не облейся.

На меня на хулигана Шура не надейся.

 

На меня на хулигана Шура не надейся.

Атаманы шли по мосту, мост дубовый заскрипел.

 

Атаманы шли по мосту, мост дубовый заскрипел.

Атаманы стали драться, финский ножик заблестел.

 

Атаманы стали драться, финский ножик заблестел.

Финский ножик заблестел, Шурочка заплакала.

 

Финский ножик заблестел, да Шурочка заплакала.

А по белой рубашонке ала кровь закапала.

 

А по белой рубашонке ала кровь закапала.

А Шурочка с другого бережка, напой меня водой.

 

Шурочка с другого бережка, напой меня водой.

Я на кареньким, на маленьким приеду за тобой.

 

(Каренький – цвет жеребёнка (тёмно-коричневый) от слова «карий»).

 

Я на кареньким, на маленьким приеду за тобой.

Я на каренький садился, каренький не бегает.

 

Я на каренький садился, каренький не бегает.

Из конца в конец проехал, Шурочка обедает.

 

Из конца в конец проехал, Шурочка обедает.

А Шура, моя Шурочка идёт из переулочка.

 

Шура, моя Шурочка идёт из переулочка.

На ней беленьки носочки, по колено юбочка.

 

Частушки (припевки) «на драку» логично переходят в рекрутскую тему, поскольку возрастной переход к статусу «мужчины» совпадает с некоторых пор с призывом в армию. Эта тема также может иметь корни в далёком прошлом, так как статус «мужчины» соответствовал в традиционных обществах статусу «воина».

 

На ней беленьки носочки, по колено юбочка.

***

А Меня в армию забрали, и никто не пожалел.

 

Меня в армию забрали, и никто не пожалел.

Только рыженький телёнок в огороде заревел.

 

А только рыженький телёнок в огороде заревел.

Стели мать постелюшку последнюю неделюшку.

 

Стели мать постелюшку последнюю неделюшку.

А на той неделюшке постелют нам шинелюшки.

 

А на той неделюшке постелют нам шинелюшки.

А шинелюшка не Шурочка, не ляжешь с нею спать.

 

А шинелюшка не Шурочка, не ляжешь с нею спать.

У шинелюшки есть дырочка, чтоб порох заряжать.

 

(Здесь импровизация из-за того, что перепутали слова; общепринятый вариант:

А винтовочка не Шурочка, не ляжешь с нею спать.

У винтовочки есть дырочка, патроны заряжать).

 

У винтовочки есть дырочка, патроны заряжать.

Серый конь большого роста, пойдём в армию со мной.

 

Серый конь большого роста, пойдём в армию со мной.

А на тебе будет кататься допризывник молодой.

 

На тебе будет кататься допризывник молодой.

А рекрута-рекрутики, ломали в поле прутики.

 

А рекрута-рекрутики, ломали в поле прутики.

Не успели доломать, пошли с немцем воевать.