Преемственность в культуре и мировоззрении нанайцев (творчество А.Д. Оненко - С.З. Ходжер)

28 февраля 2019 г. в Государственном Музее Востока в Москве (сайт музея) состоялась встреча с нанайской художницей Светланой (Сиби) Зарасьевной Ходжер (Оненко) и исследовательницей культуры народов Приамурья, Сахалина и Севера, писательницей Алиной Яковлевной  Чадаевой. На этой встрече мы постарались выявить степень преемственности традиционной культуры и мировоззрения у нанайцев в условиях глобализации, продолжающегося с советского  времени отдаления нанайцев от традиционного мироощущения, духовной связи с природой Приамурья.

Встреча  была организована одним из ведущих сотрудников Государственного музея Востока, кандидатом исторических наук,  Михаилом Моковичем Бронштейном и Проектом life-on-earth.ru

Эта встреча стала продолжением цикла мероприятий, посвященных духовной культуре нанайцев и других народов Приамурья, инициатором которых стали Проект life-on-earth.ru и Алина Яковлевна Чадаева. Одно из значимых мероприятий этого цикла - лекция "Шаманские аспекты в творчестве нанайских художников", которая состоялась 19.10.2018 г. в Московском лектории Русского географического общества (РГО). В ней приняли участие А. Я. Чадаева и С. З. Ходжер Перейти к видеозаписи лекции на сайте РГО

Светлана Зарасьевна Ходжер - художница-мистик, поэтесса, сказительница, носитель «живого» нанайского языка из села Нижняя Манома (Нанайский район, Хабаровский край). Её духовный мир и искусство настолько же глубоко традиционны по своей сути, как творчество традиционных шаманов прошлых лет, создававших орнаменты на одежде и предметах шаманской практики, отличавшиеся яркой индивидуальностью, навеянной особыми информационными потоками. Светлана Зарасьевна занимается традиционными видами нанайского искусства: вышивкой цветными нитками на ткани и вырезкой узоров из бумаги (в прошлом нанайцы вырезали узоры из бересты), а с некоторого времени в качестве творческого эксперимента пишет картины маслом.

Светлана Зарасьевна продолжает художественные, сказительские и духовные традиции своей мамы – Анны Денисовны Оненко – известной художницы и сказительницы-мистика, и бабушки, которая по семейному преданию была шаманкой. Наиболее важные с точки зрения С.З. Ходжер работы она создаёт в состоянии близком к творческой одержимости, ощущая необходимость выполнить определённую миссию, которая должна принести благо как ей самой, так и окружающим людям. Нередко творческий процесс сопровождается музыкальным сопровождением, внутренним ощущением красивых мелодий, сочетающихся с пластикой узоров и красками. Эти мелодии забываются сразу по окончании работы.

Мироощущение мамы Светланы Зарасьевны - Анны Денисовны Оненко, отличалось таким же мистицизмом, как и мироощущение её дочери. Об этом говорят рукописи сказок А.Д. Оненко и рисунки к ним, сохранившиеся в архиве известной исследовательницы культуры народов Приамурья, Сахалина и Севера, писательницы Алины Яковлевны  Чадаевой, лично знавшей Анну Денисовну.

Творчество С.З. Ходжер и некоторых других нанайских художников может рассматриваться как особая форма шаманской (неошаманской) практики, проявившаяся в условиях современного мира, когда традиционный  шаманизм ушёл в прошлое.

С конца сентября 2018 г. по начало марта 2019 г. Светлана Зарасьевна Ходжер по приглашению Проекта life-on-earth.ru находилась в Москве, чтобы познакомиться с Алиной Яковлевной Чадаевой и посмотреть работы (вышивки, иллюстрации к сказкам) Анны Денисовны Оненко, хранящиеся в Государственном Музее Востока и у  Алины Яковлевны.

В Москве С.В. Ходжер осуществила свои давние сокровенные планы. Дело в том, что Светлана Зарасьевна в детстве обучилась работать с масляными красками у русской художницы, приехавшей в гости (на этюды) к Анне Денисовне Оненко. Светлана Зарасьевна давно мечтала изобразить на холсте свои мистические сны и видения, некоторые из которых она запомнила и рассказывала в форме сказок. Однако в нанайском районе и даже в Хабаровске она не имела возможности приобрести масляные краски и холсты. Проект  life-on-earth.ru предоставил всё это С.З. Ходжер в Москве, и в течение нескольких месяцев в состоянии творческой одержимости она создала более десятка картин. Выставленные в определённом порядке эти картины отражают духовный (возможно, шаманский) путь Светланы Зарасьевны с детства и до настоящего времени. Эти картины были представлены на встрече в Музее Востока. В начале марта 2019 г. Светлана Зарасьевна увезла их в Нанайский район.

Алина Яковлевна Чадаева, долгое время  жившая в Хабаровском крае, пребывая в среде нанайцев, сохранявших традиционное мироощущение, как никто другой, проникла в метафизику этого мироощущения. На встрече она поделилась своими уникальными знаниями, являющимися ключом к пониманию традиционной культуры нанайцев, творчества А.Д. Оненко, а также С.З. Ходжер – естественного и редкого в настоящее время носителя этой культуры.

Метафизика мировоззрения нанайцев, её связь с мировой культурой отражена в уникальном труде Алины Яковлевны - книге "Нет ни еллина, ни иудея" (Литературная Россия. Москва 2016). Строки из этой книги, в которых описывается погружение Алины Яковлевны в духовный мир, присущий традиционной культуре нанайцев, "переступление черты", пребывание на грани потустороннего и этого миров вместе с её нанайскими друзьями Колбо и Давсанкой, выступающими в роли её проводников в иной реальности, приведены в конце материала.

 

С творчеством С.З. Ходжер можно познакомиться в материале "Нижняя Манома (нанайцы - искусство С.З. Ходжер)" перейти к материалу

В нашей встрече приняла участие Людмила Васильевна Кобежикова (Алтана) - шаманка из Хакасии, обладающая даром отражать свои ощущения от встречи с человеком или людьми в виде спонтанно создаваемых (без обдумывания и предварительной  прорисовки) узоров  (вырезок из бумаги). Её дар отчасти созвучен дару Светланы Зарасьевны.

 

 

22 октября 2022 года в Москве на 92-м году ушла из жизни Алина Яковлевна Чадаева (1931-2022). Светлая память!

https://radonezh.ru/radio/2022/12/29/19-21

https://ruskline.ru/news_rl/2022/11/01/zamechatelnyi_orator_talantlivyi_pisatel

http://www.rusvera.mrezha.ru/571/4.htm

 

 

Видеозапись встречи со С.З. Ходжер и А.Я. Чадаевой

в Государственном музее Востока 28.02.2019 г.

В первой части встречи Алина Яковлевна Чадаева знакомит  нас с документальным фильмом "Петроглифы на бересте" (Дальневосточная ордена "Знак Почёта" студия кинохроники; авторы сценария: А. Чадаева, Ч. Таксами, режиссер А. Герасимов), созданному по её сценарию и рассказывающему о мироощущении народов Приамурья. О петроглифах Сикачи-Аляна смотрите также материал "Сикачи-Алян (петроглифы)" перейти к материалу 

 

 

 

 

 

 

 

Алина Яковлевна Чадаева  рассказывает о метафизике мировоззрения нанайцев, её связи с мировой культурой, о творчестве Анны Денисовны Оненко (мамы С.З. Ходжер), как отражении этой метафизики.

 

 

 

 

 

Светлана Зарасьевна Ходжер (Оненко) рассказывает о своих картинах, написанных маслом, отражающих духовный (возможно, шаманский) путь Светланы Зарасьевны с детства и до настоящего времени. Молодая женщина на всех картинах - это духовная сущность самой Светланы Зарасьевны, прочно связанная с миром природы, животным миром, животворящей водной стихией и высшей божественной сущностью, дающей жизнь, воплощённой в образе духа воды Тэму или Небесного Божества. На некоторых картинах молодая женщина представлена в образе дочери духа воды Тэму или начинающей шаманки-покровительницы и защитницы мира животных, предостерегающей людей, забывших об их духовной связи с природой, от неверного шага по отношению к ней. На всех картинах молодая женщина выполняет миссию, порученную ей силой высшего духовного порядка.

 

 

 

 

 

Светлана Зарасьевна Ходжер (Оненко) рассказывает о своих художественных вырезках из бумаги, сделанных ею в Москве.

 

 

 

 

 

 

Светлана Зарасьевна Ходжер (Оненко) рассказывает о своих вышивках, первую из которых она сделала в селе Нижняя Манома (Хабаровский  край), а остальные - в Москве.

 

 

 

 

 

В нашей встрече приняла участие Людмила Васильевна Кобежикова (Алтана) - шаманка из Хакасии, обладающая даром отражать свои ощущения от встречи с человеком или людьми в виде спонтанно создаваемых (без обдумывания и предварительной  прорисовки) узоров  (вырезок из бумаги). Её дар отчасти созвучен дару Светланы Зарасьевны. Людмила Васильевна во время нашей встречи выполнила соответствующую вырезку (как она это делала видно на предыдущих видео) и по просьбе Михаила Моковича Бронштейна показала её нам, рассказала о себе, высказала мнение о шаманском аспекте в деятельности творческих людей. Она также показала нам ещё один узор, вырезанный ею в качестве реакции на наше знакомство во время первой встречи со Светланой Зарасьевной на фестивале "Первозданная Россия" в Центральном доме художника (ЦДХ) 10.02.2019 г.

 

 

 

 

 

С.З. Ходжер и Л.В. Кобежикова на фестивале "Первозданная Россия" в Центральном доме художника (ЦДХ) 10.02.2019 г.

Людмила Васильевна Кобежикова (Алтана) вырезает узор, отражающий её ощущение от нашего знакомства во время первой встречи со Светланой Зарасьевной Ходжер на фестивале "Первозданная Россия" в Центральном доме художника (ЦДХ) 10.02.2019 г.

 

 

 

 

Алина Яковлевна Чадаева по просьбе Анны Бельды рассказывает об уникальной мистической вышивке Анны Денисовны Оненко - копии вышивки, которую Анна Денисовна сделала в магических целях на халате, предназначенном для жены племянника Анны Денисовны, у которой не было детей.

Алина Яковлевна подводит итоги нашей встречи в заключительном слове.

 

 

 

Работы С.З. Ходжер, выполненные маслом на холсте, которые были представлены на встрече в Государственном музее Востока 28.02.2019 г.

 

 

Узоры С.З. Ходжер, вырезанные из бумаги, которые были представлены на встрече в Государственном музее Востока 28.02.2019 г.


 

Вышивки С.З. Ходжер, выполненные в технике обшивки цветными нитками бумажных узоров-аппликаций на ткани, которые были представлены на встрече в Государственном музее Востока 28.02.2019 г.


Фотография А.Д. Оненко и некоторые из её работ, о которых рассказала А.Я. Чадаева на встрече в Государственном музее Востока 28.02.2019 г.

 

 

 

 

 

 

 

 Работа нанайского мастера-резчика по дереву, о которой рассказала А.Я. Чадаева на встрече в Государственном музее Востока 28.02.2019 г.

 


Строки из книги Алины Яковлевны Чадаевой "Нет ни еллина, ни иудея" (Литературная Россия. Москва 2016), в которых описывается погружение Алины Яковлевны в духовный мир, присущий традиционной культуре нанайцев, "переступление черты", пребывание на грани потустороннего и этого миров вместе с её нанайскими друзьями Колбо и Давсанкой, выступающими в роли её проводников в иной реальности.

 

 ...На втором витке моей дальневосточной эпопеи, среди житейской суеты обустройства на новом месте, вольный дух требовал свободы от домашних оков, словно предчувствуя  открытие неведомых мне дотоле правремён, племён, ещё помнивших Первозамысел о них Творца.

   Река привела меня к фанзе на краю селения Дзяри, что лежит на крутом берегу Мангбо. Дом-дё - был мал, об одно окно. Дверь крепилась на кожаных ремнях. Под крыльями двускатной – из тростника – крыши виднелось круглое чёрное отверстие – чонко: выход и вход для духов - незримых обителей нанайского жилища. Деревянная труба из пустотелого ствола дерева, четырёхгранно отёсанного, стояла на некотором удалении позади фанзы. Курилась реденьким сизым дымком.

   Вошла. «Бачигоапу!» – поздоровалась. Старик Колбо сидел на накан - деревянном настиле, покрытом циновкой, сплетённой из камышовых стеблей. Поближе к топящейся печке-голдён. Курил даи-трубку с длинным чубуком. Ноги по-китайски поджаты. Скрещённые ступни чуть прикрыты коротким мужским халатом-тэтуэ. Развёрнуты плечи. Поза - хозяина дома: мапа –  муж – господин. Чёрной смоли коса – ниже пояса.

   – Лоча! – увидев меня, сказал Колбо. – Русская Алян пришла. Переступила черту?

   – Переступила, - ответила я. – Только не помню, где и как. Может по дороге к вам, верхним людям, упала в глубокую яму или уснула под деревом с широким дуплом...

   Я знала, что моё имя на нанайский лад звучит как «Алян», что значит – «Черта, грань между миром живых и мёртвых». В капище Сакачи-Алян, где  сквозь тысячелетия глядят на нас вневременные личины, возле которых и я побывала, собирались души умерших и духов, которых призывал шаман во время камлания.

   Жена Колбо Давсанка примостилась на низкой скамеечке напротив зева печи, подбрасывала дрова. Курила трубку-даи с длинным чубуком. В такт движений  женщины позвякивали серьги-хойпонсал, вдетые по три в мочки ушей, и сандя-ха, продетая через хрящевую перегородку носа.

   Я спросила: Зачем – столько?

   – Душа уходит из тела человека на ночь, когда он спит, в Верхний Мир, и надо, чтобы она нашла обратную дорогу в тело, поэтому – и столько дырок – в ушах и в носу.

   Чернёное серебро кос у Давсанки уложено вокруг головы. Как у русских женщин: значит, замужняя.

   Оба – муж и жена – в праздничных  халатах. Вышивка закрывала оплечье, запястья рукавов, разноцветной радугой кружила на подоле халата женщины. Узоры, похожие на спирали лиан лимонника, очерчивали контуры одежды, словно отгораживали облачившегося в неё от невидимого мира, защищали от вторжения злых духов. Ни потому ли шея человека и верхняя часть вышитой одежды назывались одним и тем же словом – «монгон». Монгон вверху левой полы, не прерываясь, переходил в харпин, а от пояса до подола – в хэту. По воротнику и по левому (ближе к сердцу) борту халата вились, чередуясь, трилистника клевера и крутолобые завитки – символы Великого Дерева Душ: Омиа – мони... В Ветхом Завете оно имеет аналог и называется Древом Жизни.

   Древние нани некогда не держали в руках Библии, но, как и все народы мира, знали, что оно пребывает в Занебесье. Не потому ли, что первые люди, или фантомы людей, - Адам и Ева, бывшие там до изгнания из Рая, запечатлели – сейчас бы сказали – в генах своей крови Образ этого Древа, и мы носим в себе этот Образ как защитную матрицу Жизни.

   Для подтверждения райской картины  подол женского халата-элэ был оснащён радугой-агди пойкани, что значит – гром и сверканье, а после них – умиротворяющие цветные дуги – как бы врата в Занебесье. Так человек не только одевал себя в защитные силы извечно одухотворённого космоса, но и уподоблял себя ему.

   ...В котле, вмазанном в плоский верх печки, булькало  варево. Давсанка сняла крышку, помешала ковшиком. – «Не готово ещё». Увидев, что я разглядываю илга-узоры на халатах, взяла лоскуток с начатой на нём вышивкой, пригласила во двор. Мы вышли.

   На улице мирно сочетались времена года. Амбар - такто утопал в снегу, хоть и был приподнят сваями-ногами над землёй. На «ногах» надеты вёдра без дна, конусом вниз. «От мышей, - пояснила Давсанка,- чтоб не влезли. Там ведь много чего хранится – и сети, и одежда для тех, кто уйдёт к Верхним Людям, и юкола вяленая ...»

   Взяла меня за руку, «хочешь, - сказала, - я тебе загадку загадаю? – показала на амбар. – Зверь без головы, четыре ноги, хвоста нет, никуда не бежит, на одном месте стоит. Если свалишь, на целый год хватит. – Засмеялась, прикрыла рот ладонью. – Ну как, угадала?»

   - А это что? – спросила я. На зелёной весёлой лужайке, что соседствовала с зимней, покрытой снегом землёй, были вбиты четыре рогатины. Но не парно – одна отстояла чуть в стороне. На траве валялась небрежно брошенная мокрая сеть с зеркальцами застрявшей крупной рыбьей чешуи.

   - А это... – придёт ночь – сама увидишь. Здесь тоже, как на земле: день-ночь, день-ночь – часы в небесной груди. Сейчас – Сиун светит – Солнце. Вот ты узоры на моём халате разглядывала. Наклони веточку рябины и через листья на солнце смотри. - Я взглянула. Сквозь зелёные парные пальчики  листьев светилась солнечная золотая парча.

   - Наши женщины у него научились, как вышивать узоры. Силуэн – шов называют. Из двух слов: сиун – солнце, улен - красивый. Долго не смотри на солнце, Алян. Не почтительно это, грех-соромбори. – Я, и правда, зажмурилась: заслезились глаза.

   - Вот я тебе скажу, почему так. Старики говорили: отец был Луна-Биа, мать – Солнце-Сиун. Остарели они, не могут в небо выходить. А были у них сын и дочь, краше них никого нет. Сын - храбрый мужчина: «Я, говорит, днём светить буду, а ты, сестра, ночью». Сестра ни в какую: «Ночью я зверей боюсь». Мать детей рассудила: «Пусть женщина днём светит». А сын не соглашается: «Да-а, - говорит сестре, - ты вон, какая красивая, все парни на тебя заглядываться будут,  как тут устоять?» Мать на помощь пришла: «Дам я тебе, дочка, иглу длинную. Кто на тебя посмотрит - ткни тому иглой в глаз». И стала дочь Солнцем - Сиун. Посмотри на неё подольше - ослепнешь. А отец дал сыну-Луне медный диск-толи, какие шаманы на груди носят. – «Держи, говорит,  этот щит всегда перед собой, чтоб небесные звери не напали». Вот поэтому Луна-Биа не светит, только блестит, как медный щит-толи.

 

 Узоры Людмилы Васильевны Кобежиковой (Алтаны), вырезанные из бумаги, отражающие её ощущения во время наших встреч со Светланой Зарасьевной Ходжер.