Уни (удэгейцы)

Поселок Уни (удэгейцы)

Посмотреть место в Google Планета Земля

Удэгейское село Уни расположено среди тайги в предгорьях Сихотэ-Алиня на реке Чуин, притоке реки Анюй, которая в свою очередь является притоком Амура. Это смежное село с более известным русским поселком Арсеньево. В июне 2015 года мы ехали туда в сопровождении наших знакомых: бабушки Марии (удэгейка родом из Уни, вышла замуж за нанайца, проживала в Троицком - районном центре Нанайского района), Раисы Алексеевны Бельды (нанайка из села Найхин, учительница, историк, основательница краеведческого музея в селе Найхин), Светланы Зарасьевны Ходжер (нанайка из села Нижняя Манома, художница-мистик, поэтесса, сказительница). Мы ехали в Уни, чтобы познакомиться с одним из последних в Нанайском районе удэгейских охотников - Андреем Санаки и его женой нанайкой Лилей (бывшей ученицей Раисы Алексеевны). Андрей Санаки - опытный охотник и рыболов, хороший ремесленник, замечательный человек. Он умеет мастерить всё, что ему необходимо для охоты и рыбной ловли и что нельзя заменить изделиями, приобретаемыми в соответствующих магазинах  в городе. Эти навыки очень важны во время длительных переходов по тайге. Андрей рассказал, как он срубил топором в тайге лыжи из акации  взамен сломавшихся. Иной раз бывает удобно срубить из большого тополя лодку-долбленку в определенном месте тайги, чтобы маневрировать на ней по протокам, а затем спуститься с добычей вниз по течению реки ближе к дому. Т.е. сохранение ремесленных традиций охотников и рыболовов Приамурья на сегодняшний день обусловлено целесообразностью. То, что проще и удобнее приобрести в заводском исполнении, покупается в магазине в Хабаровске: капканы, сети, лодочные моторы и т.п. Но металлическую лодку с собой в тайгу не возьмешь. На надувной лодке спускаться по мелким речкам с выступающими острыми камнями и корягами не получиться. А лося или оленя на себе до дома не дотащишь. В таком случае охотнику необходимо уметь срубить легкую, прочную и маневренную лодку-долбленку, и эта традиция сохранилась до наших дней. К сожалению, в Уни осталось только два человека, обладающих такими навыками: Андрей Санаки и его товарищ-охотник. Оба человека ведут трезвый образ жизни. Большинство же удэгейцев в Уни не занимаются серьезно и профессионально охотой из-за пристрастия к алкоголю.

Андрей Санаки также делает на заказ бубны для нанайских фольклорных ансамблей. Он, как и многие местные охотники и рыболовы, серьезно относится к традиционному миру лесных и речных духов. Этим, отчасти, вызвано его осторожное и внимательное отношение к природе. Ещё одно очень редкое качество Андрея – он по-прежнему помнит удэгейский язык. Они с бабушкой Марией вместе вспоминали удэгейские названия некоторых предметов, хотя никто из них удэгейский язык не практикует. И дело не в том, что он женат на нанайке, и бабушка Мария замужем за нанайцем. Советская власть в течение многих десятилетий внушала нанайцам и удэгейцам, что им надо говорить по-русски между собой, со своими детьми и внуками, чтобы они могли хорошо усваивать знания в школе, свободно читать русские учебники, поступать в институты и университеты, словом, интегрироваться в «советскую цивилизацию». В результате даже старые нанайцы и удэгейцы, свободно владеющие родными языками, и сегодня, когда появилось понимание необходимости сохранения и возрождения национальной культуры и языка, говорят между собой и со своими внуками по-русски по старой советской привычке.

Дорога в Уни, приезд в Уни

 

 

 

 

 

В гостях у Андрея Санаки

 

Справочные материалы:

Народы России. Энциклопедия, главный редактор В.А. Тишков. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», Москва 1994

Нанайцы стр. 239-242

Удэгейцы стр. 352-354