Хумбуз-тепа

Хумбуз-тепа – крупный центр керамического производства в Хорезме VII-III вв. до н. э.

(левый берег Амударьи, 18 км от г. Хазарасп)

 Посмотреть место в Google Планета Земля

Посмотреть место в Яндекс.Карты

 

 

 

Бахрам Пулатович Садуллаев – археолог, старший научный сотрудник Хорезмской Академии Маъмуна, показывает фрагмент керамического сосуда (фото: апрель 2017 г.)

Хумбуз-тепа – крупное ремесленное поселение гончаров VII-III веков до н.э., располагавшееся на берегу Амударьи и обеспечивавшее керамическими изделиями (сосуды, статуэтки) находившийся неподалеку крупный город того времени – Хазарасп, а также другие города Хорезма. Большая часть поселения в настоящее время находится под полями и усадьбами фермеров. На небольшом раскопанном участке, расположенном на берегу Амударьи, были обнаружены гончарная мастерская, горн для обжига керамических изделий, храм огня (наиболее почитаемой священной стихии у зороастрийцев), дахма – искусственный холм для выкладывания трупов (информацию о дахмах и погребальном обряде зороастрийцев смотрите в материале «Чильпык» перейти к материалу),  погребение собаки - одного из самых почитаемых священных животных у зороастрийцев. На территории поселения также имелось металлообрабатывающее производство.

Историческое описание Хумбуз-тепа, а также анализ становления и развития ремесленного производства на территории Хорезма в ранний период сделал известный российский археолог, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Государственного музея Востока (перейти на сайт Музея), заведующий сектором археологии Средней Азии Сергей Борисович Болелов, проводивший раскопки Хумбуз-тепа в 1990-х годах.

В настоящее время исследованием Топрак-калы Шаватской занимаются  археологи Хорезмской Академии Маъмуна (г. Хива) к.и.н. Сергей Баратов (руководитель работ) и Бахрам Садуллаев.

Фотографии I:

1. Основание храма огня 5 века до н.э. и примыкающая к нему дахма (искусственный холм для выкладывания покойников в соответствии с зороастрийским погребальным обрядом (информацию о дахмах и погребальном обряде зороастрийцев смотрите в материале «Чильпык» перейти к материалу). Под дахмой были найдены несколько человеческих костей, вероятно, скатившихся во время очищения покойника птицами-падальщиками или собаками и незамеченных людьми, собиравшими кости для помещения их в оссуарий (погребальный контейнер или сосуд - костехранилище) и захоронения в некрополе. (фото Музея Хорезмской Академии Маъмуна, г. Хива; фото сделано до того, как Хорезмская Академия Маъмуна возвела защитный навес).

2. Основание храма огня 5 века до н.э. (фото: апрель 2017 г.).

3. Керамический алтарь священного огня, найденный в храме огня 5 века до н.э. (фото Музея Хорезмской Академии Маъмуна, г. Хива).

4. Дахма с раскопами (срезами), сделанными археологами, чтобы убедится в том, что холм - это, действительно, насыпная дахма, что он не является частью природного ландшафта, занесенным зданием или курганным захоронением (фото: апрель 2017 г.).

5. Раскоп (срез) на дахме (фото: апрель 2017 г.).

Керамические статуэтки 5 века до н.э. из Хумбуз-тепа: 1. Ручка от ритуального? сосуда в виде женщины (предположительно, мифологического персонажа, связанного с культом воды и плодородия, вероятно, Ардвисуры Анахиты); 2. Лошадка; 3. Всадник в цилиндрическом головном уборе (возможно, в характерной для Хорезма шапке из бараньего меха); 4. Всадник в конусовидном шлеме. Собрание Музея Хорезмской Академии Маъмуна, (г. Хива, Хорезмская обл., Узбекистан)

Посмотреть Хорезмскую Академию Маъмуна в Google Планета Земля

Посмотреть Хорезмскую Академию Маъмуна в Яндекс.Карты

Подробно о фольклорных персонажах и ритуалах, связанных с культом воды, плодородия и плодоносящей земли в Хорезме (Ардвисура Анахита - Амбар-она (мать Хубби) - Амбарджон-сахоба) читайте книгу  Глеба Павловича Снесарева «Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма». Академия наук СССР, Институт этнографии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая, Издательство "Наука", Москва 1969 г., стр. 237-265 Скачать книгу в pdf (святилище Амбарджон-сахоба отмечено Г.П. Снесаревым  в окр.  пос. Амбар-Манак посмотреть место в Google Планета Земля, см. стр. 261 вышеуказанной книги. Для справки: в окрестностях пос. Амбар-Манак также расположен другой малоизученный археологический объект,  вероятно, ритуального назначения - Топрак-кала Шаватская Перейти к соответствующему материалу сайта)

 

 

Керамические статуэтки 4-3 веков до н.э. из Хумбуз-тепа: 1. Ручка от сосуда в виде хищника семейства кошачьих (возможно, льва); 2. Мифический бык с тремя рогами?; 3. Две ритуальные фигурки маздаяснийской богини плодородия Ардвисуры Анахиты (на лице первой статуэтки сохранились следы краски: фигурки были раскрашены); 4. Воин (возможно, всадник) в конусовидном шлеме. Собрание Музея Хорезмской Академии Маъмуна, (г. Хива, Хорезмская обл., Узбекистан)

Посмотреть Хорезмскую Академию Маъмуна в Google Планета Земля

Посмотреть Хорезмскую Академию Маъмуна в Яндекс.Карты

Подробно о фольклорных персонажах и ритуалах, связанных с культом воды, плодородия и плодоносящей земли в Хорезме (Ардвисура Анахита - Амбар-она (мать Хубби) - Амбарджон-сахоба) читайте книгу  Глеба Павловича Снесарева «Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма». Академия наук СССР, Институт этнографии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая, Издательство "Наука", Москва 1969 г., стр. 237-265 Скачать книгу в pdf (святилище Амбарджон-сахоба отмечено Г.П. Снесаревым  в окр.  пос. Амбар-Манак посмотреть место в Google Планета Земля, см. стр. 261 вышеуказанной книги. Для справки: в окрестностях пос. Амбар-Манак также расположен другой малоизученный археологический объект,  вероятно, ритуального назначения - Топрак-кала Шаватская Перейти к соответствующему материалу сайта)


Кувшинов с львиноголовыми ручками найдено в Хорезме довольно много. Остается открытым вопрос использовались ли эти кувшины  для определенных ритуальных целей или просто, как обычные сосуды для воды, вина или пива, украшенные скульптурным изображением хищника семейства кошачьих (льва?) в качестве оберега (Ю.А. Рапопорт, Е.Е. Неразик, Л.М. Левина. В низовьях Окса и Яксарта. Образы древнего Приаралья. Российская академия наук, Институт этнографии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Издательство "Индрик", Москва 2000 г., стр. 39-40). Скачать книгу в pdf

1. Верхняя часть кувшина с львиноголовой ручкой, найденного в Кой-Крылган-кала - ритуальном укреплении 6 в. до н.э. - 1 в. н.э. посмотреть место в Google Планета Земля (фото из книги Ю.А. Рапопорт, Е.Е. Неразик, Л.М. Левина. В низовьях Окса и Яксарта. Образы древнего Приаралья. Российская академия наук, Институт этнографии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Издательство "Индрик", Москва 2000 г., стр. 40; место хранения?); 2. Аэрофотоснимок Кой-Крылган-кала, сделанный Хорезмской археолого-этнографической экспедицией АН СССР под руководством С.П. Толстова в 1957 г. после завершения раскопок 1951-1957 гг. (Музей Хорезмской Академии Маъмуна, г. Хива); 3. План Кой-Крылган-кала (Музей Хорезмской Академии Маъмуна, г. Хива); 4. Реконструкция Кой-крылган-кала периода 4 в. до н.э. (Музей Хорезмской Академии Маъмуна, г. Хива).

Кой-Крылган-калаКой-Крылган-калаКой-Крылган-калаКой-Крылган-кала

Керамическая посуда 5 века до н.э. из Хумбуз-тепа. Собрание Музея Хорезмской Академии Маъмуна, (г. Хива, Хорезмская обл., Узбекистан)

Посмотреть Хорезмскую Академию Маъмуна в Google Планета Земля

Посмотреть Хорезмскую Академию Маъмуна в Яндекс.Карты

 1. Хумчи

 

2. Хумы, крышка хума, крышка хума на сколе

Подставка неизвестного назначения 5 века до н.э. из Хумбуз-тепа. Собрание Музея Хорезмской Академии Маъмуна, (г. Хива, Хорезмская обл., Узбекистан)

Материалы по Хумбуз-тепа из доклада С.Б. Болелова (Государственный музей Востока перейти на сайт Музея) на Международном симпозиуме «Приаралье на перекрестке культур» (С.Б. Болелов. Ранний этап становления ремесленного производства на территории Хорезма. Приаралье на перекрестке культур. Сборник научных докладов Международного симпозиума «Приаралье на перекрестке культур», проходившего 2 – 4 октября 2007 г. в городах Нукусе и Бустане. Международный институт центральноазиатских исследований (International Institute for Central Asian Studies (IICAS) under the auspices of United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization (UNESCO). Самарканд, 2013, стр. 5-19) Скачать сборник в pdf

Первый строительный горизонт Хумбуз-тепа датируются в пределах конца VII–VI в. до н. э. Здесь раскопан двухъярусный керамический обжигательный горн с прямой вертикальной тягой, который можно датировать не позднее конца VI в. до н. э. (Болелов С. Б. Некоторые итоги археологических работ на Хумбузтепа. ОНУ. № 9–10. Ташкент 1999; Болелов С. Б. К вопросу о периодизации раннего этапа истории Древнего Хорезма. Transoxiana. История и культура. Ташкент 2004, стр. 48 - 53). По конструктивным характеристикам этот горн находит прямые аналогии с горнами середины I тыс. до н. э. на территории Маргианы (Учдепе, Чурнок). Рядом с горном раскопана часть мастерской, где формовалась посуда. В раскопанной части производственного помещения найден крупный выпукло-вогнутый подкладной диск, несколько вкопанных в пол хумчей с остатками пластичной глины и железный нож с одностороннем лезвием и невыделенной, овальной в сечении, массивной ручкой. Неподалеку от мастерской раскопано несколько помещений, которые также, по всей видимости, были производственными. В них были найдены многочисленные фрагменты вогнуто-выпуклых подкладных дисков. Сохранившиеся детали интерьера и характер заполнения не позволяют считать их жилыми. Отдельно расположенные керамические обжигательные горны, датирующиеся серединой I тыс. до н. э., зафиксированы и в других районах Хорезма. Видимо с металлургическим или кузнечным производством связана конструкция, раскопанная в Хумбуз-тепа, - двухкамерная одноярусная в плане печь. По мнению исследователей памятника, одна камера была топочной, другая обжигательной (?). Печь работала на принудительной тяге - в заполнении как «топочной», так и «обжигательной» камеры найдены сопла, при помощи которых в печь нагнетался воздух. Пол и стенки печи оплавлены до зеленого цвета (Баратов С., Матрасулов Ш. Археологические работы в южном Хорезме. Археологические работы в Узбекистане. 2002 г. Ташкент 2003, стр. 41 – 42).

В археологической и исторической литературе уже не раз достаточно аргументировано высказывалось мнение о том, что зарождение в низовьях Амударьи высокоразвитого ирригационного земледелия и урбанистической культуры связано, в первую очередь, с культурным импульсом из южных древнеземледельческих областей Средней Азии, прежде всего Маргианы, возможно,в меньшей степени Бактрии (Воробьева М. Г. Проблема «Большого Хорезма» и археология. Этнография и археология Средней Азии. Москва 1979, стр. 38–41; Рапопорт Ю. А. Краткий очерк истории Хорезма в древности. Приаралье в древности и средневековье. Москва 1998, стр. 30; Болелов С. Б. К вопросу о периодизации раннего этапа истории Древнего Хорезма. Transoxiana. История и культура. Ташкент 2004, стр. 48 - 55). Одним из основных компонентов урбанистической культуры является высокоразвитое товарное ремесленное производство, которое в южных областях было сосредоточено в крупных городских центрах.

Хумбуз-тепа, наиболее раннее и крупное из известных на сегодня керамических производств на территории Хорезма середины I тыс. до н. э., можно квалифицировать как гончарный производственный центр, где, помимо гончарного, функционировало и металлообрабатывающее производство. Поселение было основано на раннем этапе становления урбанистической культуры в низовьях Амударьи профессионалами-ремесленниками, выходцами из южных областей, вероятнее всего из Маргианы, учитывая сходство конструкции горна Хумбуз-тепа с горнами, раскопанными в низовьях Мургаба. В связи с этим привлекает внимание одно обстоятельство, а именно - в культурных слоях архаического периода найдены фрагменты нижних частей крупных цилиндроконических сосудов, у которых на днищах были оттиснуты тамгообразные знаки.

Принимая во внимание тот факт, что все цилиндроконические сосуды изготавливались с применением выпукло-вогнутого подкладного диска, клеймо на днище сосуда являлось отпечатком знака, вырезанного на диске. Обнаруженные на Хумбуз-тепа тамгообразные знаки весьма разнообразны, что, возможно, свидетельствует о том, что они являлись индивидуальными знаками-клеймами первых мастеров-керамистов или их учеников (Яценко С. А. Знаки-тамги ираноязычных народов древности и раннего средневековья. Москва 2001, стр.. 95). Примечательно, что в более поздних слоях Хумбуз-тепа (IV–III вв. до н. э.), впрочем, как и на других памятниках этого времени, оттиски клейм на сосудах не встречаются, в то же время появляются знаки, нанесенные до обжига на сосуд острым предметом.

Хумбуз-тепа расположено недалеко от крупного городского центра городища Хазарасп, нижние слои которого, как можно предполагать, синхронны нижним слоям Хумбуз-тепа (Баратов С. Археологические работы в южном Хорезме. Археологические исследования в Узбекистане. 2003 г. Ташкент 2004, стр. 46). Хумбуз-тепа могло быть тем центром, откуда впоследствии навыки высокотехнологичного ремесленного гончарного производства, прежде всего использование двухъярусного обжигательного горна и двухдискового гончарного круга, распространились по всей территории Хорезма. Во всяком случае, все известные на сегодня горны архаического периода датируются более поздним временем, чем найденные в Хумбуз-тепа.

Подобная модель распространения профессионального гончарного производства, по всей вероятности, наблюдается и в Согде. Здесь в 8 км от Афрасиаба был открыт керамический производственный центр Сары-тепа, расположенный по обоим берегам бокового ответвления древнего русла Даргома.

Производственный центр Сары-тепа занимает площадь около 3 га. Здесь обнаружены остатки не менее 20 обжигательных керамических горнов и более 80 ям с производственными и хозяйственными отвалами. Никаких следов капитальных жилых построек не обнаружено. Горны были двухъярусными. Топочные блоки заглублены в материк. Обжигательные камеры практически не сохранились.

Усматривается прямая параллель между Хумбуз-тепа и Сары-тепа: и в том, и в другом случае крупные керамические центры возникают около крупных городских центров. Примечательно также, что в обеих историко-культурных областях более ранних обжигательных горнов периода раннежелезного века пока не обнаружено.

Представляется, что Хумбуз-тепа, как и Сары-тепа, являлся производственным центром, где ремесленники производили продукцию на рынок, который ограничивался пределами крупного земледельческого оазиса. Безусловно, речь не может идти о товарно-денежных отношениях, скорее всего, посуда обменивалась на сельскохозяйственную продукцию. Примечательно, что время возникновения в Хорезме и центральном Согде крупных производственных центров совпадает с третьим этапом урбанизации Средней Азии (Массон В.М. Проблема древнего города и археологические памятники северной Бактрии. Древняя Бактрия. Ленинград, 1974, стр.. 3 – 10).

В южных областях Средней Азии ремесленное производство, прежде всего, гончарное было сосредоточено в городах. В Хорезме же в середине I тыс. до н.э. на городищах не отмечено обособленных ремесленных кварталов. Функции же гончарных кварталов в хозяйственной системе Хорезма, возможно, выполняли производственные центры, расположенные в окрестностях городов, такие как Хумбуз-тепа, где работали коллективы ремесленников. В тот же период, в Хорезме существовало и общинное ремесло. Характерным примером может служить Дингильджинсий оазис, в котором проживала, по всей видимости, сельскохозяйственная община. В пределах оазиса зафиксировано три отдельно стоящих керамических обжигательных горна и остатки металлургического горна. Можно предположить, что отдельно стоящие обжигательные горны соответствовали небольшим гончарным мастерским, в которых работали ремесленники, являвшиеся членами общины. Вероятно, они изготавливали посуду на заказ для членов общины и обменивали ее на сельскохозяйственную продукцию.

Этапы становления и развития ремесленного производства на территории Хорезма в ранний период

По материалам доклада С.Б. Болелова (Государственный музей Востока перейти на сайт Музея) на Международном симпозиуме «Приаралье на перекрестке культур» (С.Б. Болелов. Ранний этап становления ремесленного производства на территории Хорезма. Приаралье на перекрестке культур. Сборник научных докладов Международного симпозиума «Приаралье на перекрестке культур», проходившего 2 – 4 октября 2007 г. в городах Нукусе и Бустане. Международный институт центральноазиатских исследований (International Institute for Central Asian Studies (IICAS) under the auspices of United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization (UNESCO). Самарканд, 2013, стр. 5-19) Скачать сборник в pdf

На основании археологических данных ранний период становления и развития ремесленного производства на территории Хорезма можно разделить на несколько этапов. Это касается не только развития технологии производства, но и, в большей степени, развития форм организации производства.

1. Наиболее ранний этап относится к периоду эпохи поздней бронзы и начальному этапу эпохи раннего железа (Куюсайская культура). В это время фиксируется только общинное ремесло и достаточно примитивная технология. Но на этом этапе, безусловно, ремесло выделяется в самостоятельный вид трудовой деятельности.

2. На втором этапе - архаический период - происходит резкий подъем практически во всех отраслях производства, прежде всего, в гончарном производстве, строительстве, ирригации. На территории Хорезма появляются крупные гончарные центры, в которых работают профессионалы-ремесленники, а современные технологии распространяются по всей территории области. Именно в этот период начинает формироваться единый внутренний рынок. В этот период еще, безусловно, господствует общинное ремесло, а производственный центр, по всей видимости, является местом, где работали небольшие мастерские во главе с мастером-ремесленником.

3. На третьем этапе - древнехорезмийский период - окончательно формируется единый внутренний рынок в пределах государственного образования. В этот период появляются производственные гончарные центры, в которых работали коллективы ремесленников, поставлявшие продукцию на рынок. Параллельно на сельских поселениях продолжают работать общинные ремесленники. Характерной особенностью организации ремесла в этот период является размещение как ремесленного товарного, так и общинного производства в сельской местности. Именно на этом этапе окончательно формируется организационная структура ремесленного производства Хорезма, которая практически без изменения функционировала вплоть до эпохи развитого средневековья. Она характеризуется сосуществованием, подчас на территории одного ирригационного района, различных форм ремесла, начиная от домашних промыслов и заканчивая высокоразвитым ремесленным товарным производством. Кроме того, особенностью ремесла Хорезма во все периоды его развития является размещение производства в сельской местности, в непосредственной близости от основного потребителя продукции.