Кондон (горинские нанайцы-искусство Н.М. Дигор)

Село Кондон (Хабаровский край) расположено на берегу реки Девятка, притока реки Горин, берущей начало в системе Баджальского хребта (расположен на западе от Амура) и впадающей в Амур (Посмотреть место в Google Планета Земля). Этот район, с давних времен населен своеобразным народом - горинскими нанайцами, образовавшимся в результате контактов двух этносов, граница между которыми проходила в этих местах: оседлых нанайцев-рыболовов и кочевников самагиров. Подробнее о горинских нанайцах можно узнать, прочитав статью Ольги Владимировны Переверзевой (Дальневосточное отделение РАН) "Основные характеристики горинской группы нанайцев". Россия и АТР, 2005, №4, стр. 56-59. Скачать статью в pdf.

О селе Кондон рассказывается в документальном фильме телеканала "Моя планета" из цикла документальных фильмов об исчезающих народах России "Редкие люди", автор цикла Вадим Витовцев. Канал "Моя планета" на YouTube:

 

Творчество Натальи Дигор

Наталья Дигор - уникальная художница мистического направления из нанайского села Кондон (Хабаровский край), занимающаяся художественной вырезкой из бумаги и рыбьей кожи. Её искусство, несмотря на невероятную индивидуальность форм, глубоко традиционно по содержанию.

Важная техническая и в тоже время духовная особенность творчества Натальи Дигор: она никогда не прорисовывает в деталях свои сложнейшие вырезки, а делает только весьма общие предварительные эскизы, вырезая затем маникюрными ножницами на одном порыве  вдохновения.

Помимо художественной вырезки, она руководит фольклорным танцевальным ансамблем «Кэку» ("кэку" по-нанайски "цветок"),  разрабатывает костюмы и хореографию, используя те же удивительные пластические приемы, что и в художественной вырезке.


 

 

 

Сопка-дракон (Кайлосон) на берегу реки Девятка напротив села Кондон.

По местному преданию эта сопка - заснувший здесь дракон, оберегающий эти места (дракон в мировоззрении нанайцев - важнейший и наиболее благоприятный персонаж, сильнейший оберег).

 

 

 

 

 

 

Рассказ Натальи Дигор о легендах, связанных с сопкой-драконом (Кайлосон) у её дома, расположенного напротив головы дракона через реку Девятка. Село Кондон. Июнь 2015 г.

 

 

 

Наталья Дигор родилась в 1973 г. в Хабаровском крае в нанайском селе Кондон (100 км от Комсомольска-на-Амуре). Высшее образование получила на художественно-графическом факультете  Хабаровского педагогического  университета. Художественной вырезкой из бумаги увлеклась во время учебы в университете. В настоящее время живет в родном селе и руководит фольклорным танцевальным ансамблем «Кэку» ("кэку" по-нанайски "цветок"), созданным на базе сельской школы. Основная тема танцевальных композиций: мотивы нанайского фольклора.

Третий Дальневосточный международный фестиваль художественных ремесел коренных народов «Живая нить времен». Хабаровск, 02.08.2013 г. Выступление ансамбля «Кэку», хореография и костюмы Натальи Дигор. Канал YouTube Эдуарда Терела.

 

 

 

В 2013 г. Наталья перестала заниматься художественной вырезкой из бумаги и переключилась на изделия из рыбьей кожи декоративно-прикладного характера. По её собственным словам она увлеклась новым материалом. Но в 2016 г. она вернулась к художественной вырезке из бумаги.

В ходе нашей экспедиции в Хабаровский край 2015 г. мы познакомились с искусством Натальи Дигор в фондах Музея изобразительных искусств г. Комсомольска-на-Амуре (перейти на сайт музея). Необыкновенная пластика её работ, их утонченный мистицизм произвели на нас и нашу спутницу Светлану Зарасьевну Ходжер большое впечатление. По совету сотрудницы музея Елены Николаевны Бересневой, выдающегося знатока нанайского искусства,  мы отправились в село Кондон для знакомства с автором работ.

К счастью наш спонтанный приезд оказался не напрасным. Нас встретила очаровательная, современная, чрезвычайно доброжелательная женщина. Она любезно познакомила нас со своими коллегами-хранителями очень интересной коллекции сельского музея, обратила наше внимание на наиболее интересные экспонаты, связанные с местными нанайскими традициями.

После музея мы отправились в дом Натальи и её мамы. Любовь Октябрьевна Дигор встретила нас также чрезвычайно радушно. В их доме мы пробыли до вечера, погрузившись в мир удивительных работ, развешенных в рамках по стенам или хранящихся в свернутом виде. С разрешения Н.М. Дигор и Л.О. Дигор мы сделали фотографии всех художественных вырезок, а также удивительно тонких по орнаменту и искусно выполненных изделий из рыбьей кожи, взяли интервью у Натальи.

На мистический аспект творчества Н.М. Дигор обратила наше внимание С.З. Ходжер художница-мистик из села Нижняя Манома (Нанайский район), любезно согласившаяся стать нашим консультантом в некоторых поездках по нанайским и удэгейским селам (подробнее об её ощущениях и интерпретации творчества Н.М. Дигор, а также о творчестве самой С.З. Ходжер, рассказано в материале о С.З. Ходжер; перейти к материалу).

Ознакомиться с материалом "Шаманизм и неошаманизм у нанайцев и др. народов Приамурья"

Значительную часть творчества Н.М. Дигор составляют шаманские лица (или маски), родовые древа, обереги, что вызвало у нас особый интерес с точки зрения неошаманского аспекта. Она также нередко обращается к нанайским преданиям, антропоморфным или зооморфным персонажам нанайского фольклора. Нам пока не известны другие случаи создания «портретных галерей» шаманов у нанайцев, за исключением петроглифов Сикача-Аляна, подробно зарисованным и описанным, а также интерпретированным А.П. Окладниковым (см. «Петроглифы Нижнего Амура», Ленинград 1971 г.), с частью которых удалось ознакомиться нашей экспедиции (перейти к материалу о петроглифах Сикачи-Аляна). Правда некоторые из нанайских резчиков по дереву, например Николай Николаевич У (1958-2008), создавали чрезвычайно выразительные шаманские маски. Однако мы не можем судить о наличии ритуального аспекта в их творчестве (возможно в ходе следующих экспедиций у нас появиться возможность побеседовать с людьми, лично знавшими Н.Н. У, записать их воспоминания о духовном мире и творческом процессе мастера).

Один  из интереснейших вопросов: является ли творчество таких художников, как Наталья Дигор, С.З. Ходжер, творчество древних мастеров Сикачи-Аляна, традиционных нанайских шаманов визуализацией внутреннего потока информации художника или ретранслируемого им внешнего информационного потока, могут ли сами произведения этих художников быть источником того или иного информационного потока, например, закодированного в изображении.