События

Лента новостей научно-популярного проекта Life-on-earth.ru

 

 

12.03.2021 г. участники проекта Life-on-earth.ru побывали в гостях у фольклорного ансамбля "КорАбь" и познакомились с некоторыми обрядами, связанными с образом Весны, а также послушали песни, связанные с весенним календарным циклом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

***********************************************************************************************

 

 

 

 

 

Во второй половине 2020 г. - первой половине 2021 г. нанайская художница-мистик С.З. Ходжер, находясь у себя дома в селе Нижняя Манома в Хабаровском крае, создала несколько десятков оригинальных картин, вырезок из бумаги и бересты, вышивок. Часть этих работ двумя послылками (в декабре 2020 г. и феврале 2021 г.) она прислала в Москву для передачи Институту этнологии и антропологии Российской академии наук (ИЭА РАН) через участников проекта life-on-earth.ru. В связи с ограничениями по COVID-19 дата непосредственной передачи работ в Институт была отложена, но будет согласована в ближайшее время.

 

О творчестве С.З. Ходжер смотрите материал: http://life-on-earth.ru/dalnij-vostok-rossii/nizhnyaya-manoma-nanajtsy-iskusstvo-s-z-khodzher

О работах, переданных С.З. Ходжер в ИЭА РАН смотрите материал: http://life-on-earth.ru/dalnij-vostok-rossii/tvorchestvo-s-z-khodzher-raboty-peredannye-v-iea-ran (материал пердставляет собой попытку атрибуирования работ С.З. Ходжер, переданных в музей ИЭА РАН, находится на стадии разработки и регулярно пополняется)

 

 

 

 

 

 

***********************************************************************************************

 

 

 

26.02-02.03.2021 г. руководитель Алексинского осетроводческого цеха Вячеслав Шебанин провел УЗИ-диагностику состояния гонад сахалинских осетров (генерации 2008 г.), чтобы выявить производителей на 2021 год. В итоге удалось выявить 5 самок с икрой, из которых 4 самки с 02.07.2020 г. по начало декабря 2020 г. кормили в качестве эксперимента морепродуктами и осетровым кормом “Vitalis Sturgeon” фирмы Skretting (Франция) (подробнее смотрите соответствующий материал), а одну самку (которая находилась в другом бассейне вместе с белугами) кормили по стандартной схеме осетровым кормом “Vitalis Sturgeon” фирмы Skretting (Франция). Также были выявлены 8 зрелых самцов, из которых 4 самца определены, как очень хорошие производители, а 4 других самца – как средние.

Очередная попытка разведения сахалинских осетров в Алексине планируется на начало апреля 2021 г. при температуре воды +10-11оС.

 

Алексинский осетроводческий цех (г. Алексин, Тульская обл.). УЗИ-диагностика состояния гонад сахалинских осетров (генерации 2008 г.) с целью выявить производителей на 2021 год. Незрелая самка.

26.02.2021 г. Видео Вячеслава Шебанина, Copyright, 2021

 

 

 

 

Алексинский осетроводческий цех (г. Алексин, Тульская обл.). УЗИ-диагностика состояния гонад сахалинских осетров (генерации 2008 г.) с целью выявить производителей на 2021 год. Незрелая самка.

01.03.2021 г. Видео Вячеслава Шебанина, Copyright, 2021

 

 

 

 

Алексинский осетроводческий цех (г. Алексин, Тульская обл.). УЗИ-диагностика состояния гонад сахалинских осетров (генерации 2008 г.) с целью выявить производителей на 2021 год. Зрелая самка с икрой.

01.03.2021 г. Видео Вячеслава Шебанина, Copyright, 2021

 

 

Сахалинский осетр – самый редкий осетр фауны России, находящийся на грани исчезновения. Икра (генерации 2008 г.) была получена от двух диких самок и одного дикого самца и инкубирована в 2008 г. в полевых условиях известным ихтиологом и осетроводом Виктором Хрисанфовым и сотрудниками ФГБУ «Амуррыбвод»  перейти на сайт учреждения в ходе экспедиции на реку Тумнин (единственное на сегодняшний день достоверно известное место нереста сахалинского осетра). Основная часть личинки была размещена на Анюйском осетровом рыбоводном заводе ФГБУ «Амуррыбвод» (Нанайский район, Хабаровский край) для создания резервной группы (маточного стада, генофонда) сахалинского осетра, а также для подращивания молоди и выпуска её в реку Тумнин. Для страховки часть личинки (300 шт.) была размещена автором сайта в Алексинском осетроводческом цехе в соответствии с Программой Евроазиатской региональной ассоциации зоопарков и аквариумов (ЕАРАЗА) по сохранению наиболее редких осетровых рыб Евразии перейти в соответствующий раздел сайта ЕАРАЗА.

Смотрите материал о сахалинском осетре

 

 

 

 

***********************************************************************************************

 

08 января 2021 г. юные участники проекта life-on-earth.ru присоединились к почти стихийному святочному (колядочному) празднеству в центре Москвы, объединившему людей, которые интересуются и даже, можно сказать, "живут" славянским фольклором.

Материалы по теме:

Материал о Святках Елены Львовны Мадлевской, научного сотрудника Отдела этнографии русского народа Российского этнографического музея (Санкт-Петербург)

Материал о колядовании Елены Львовны Мадлевской, научного сотрудника Отдела этнографии русского народа Российского этнографического музея (Санкт-Петербург)

Материалы Просветительского проекта Культура.РФ по теме Святок и Колядок

 

 

 

 

 

 

 

  

 

Колядование

Материал Елены Львовны Мадлевской, кандидата филологических наук, научного сотрудника Отдела этнографии русского народа Российского этнографического музея (Санкт-Петербург).

Полная версия материала Е.Л. Мадлевской о колядовании на сайте Российского этнографического музея

Колядование ("козла петь", "кликать луг", "кликать авсень", таусенькать) - один из магических святочных обрядов обходного характера (см. также Посевание, Ряженье, Славление Христа), который совершался в рождественский сочельник, рано утром в Рождество или в день наступления Нового года, реже - накануне Крещенья, - то есть в моменты, осмысляемые в народном сознании как рубежные, переходные от старого времени к новому.

Собравшись в назначенное время, группа колядовщиков выбирала мехоношу (несущего мешок) и направлялась к краю деревни. У первого дома обходчики останавливались под окном и кричали: "Хозяин с хозяюшкой, можно ли коляду покликать?". Получив разрешение, колядовщики начинали поздравительную песню, в которой крестьянский дом назывался теремом, а хозяин с хозяйкой и детьми сравнивались с месяцем, солнцем и частыми звездочками. Закончив величание, колядовщики требовали угощения, и благодарные за поздравление хозяева подавали обходчикам в окно разную снедь со стола и заранее приготовленные печенья и пироги. В ответ на обильные дары колядовщики исполняли песню, в которой желали домочадцам и хорошего урожая, и приплода скота, и благополучия в хозяйстве в новом году, после чего отправлялись к другой избе, затем - к третьей, четвертой и так далее. Обойдя все дома деревни, колядовщики собирались в избе, выкупленной молодежью для святочных игрищ, и начинали дележ подарков. Из части продуктов обходчики готовили еду и угощались все вместе. Незаметно приближалось время игрища, и совместная трапеза с шутками и всеобщим весельем плавно переходила в посиделку.

Свое название обряд колядования получил от слова "коляда", в различных огласовках известное всем славянским и некоторым другим европейским народам.

Оно, в свою очередь, восходит к латинскому слову "calare", означающему "выкликать": в Древнем Риме существовал обычай выкликания главным жрецом первого дня каждого нового лунного месяца; здесь же "календами" назывались первые десять дней каждого месяца. Со словом "календы" связано также происхождение слова "календарь". Другие названия обряда связаны либо с припевом ("таусенькать" - от "таусень" так же, как "колядовать" от "коляда"), либо с тем или иным образом (луг [плуг], козел), упоминаемом в песне, исполняемой колядовщиками.

Участниками обряда колядования являлись группы от трех до семи-десяти человек, иногда - больше: в Енисейской губ. - до тридцати, а в некоторых местах Вологодской и Вятской губерний - до ста человек. Половозрастной состав группы мог быть разным: только девушки или только парни, реже - смешанные группы, дети. Как правило, в каждую группу собирались индивиды одной возрастной категории: дети образовывали один коллектив, подростки - другой, достигшие совершеннолетия - третий. Это обусловливалось наличием в традиционной культуре у каждого возраста своей собственной компании для проведения свободного или праздничного времени, а также для участия в тех или иных занятиях. В Московской губ. колядовать могли дети (мальчики) по одному. На Русском Севере и в Сибири святочный обход с исполнением величально-поздравительных песен (виноградий), а также духовных стихов, производили группы мужчин: на Пинеге - пожилые; в Поморье, Холмогорском районе - старики; на Мезени, в Вятской и Енисейской губерниях - взрослые мужчины; в Олонецкой губ. - "матерые".

В группе колядовщиков выделялись запевала и "мехоноша" (или "мехоноска"); последний выбирался коллективом, в его функции входило носить мешок (ведро, лукошко, горшок или подобные емкости) для собирания даров, подносимых участникам обряда, и распоряжаться дележом сбора. В Сибири колядовщики могли носить с собой звезду, как при Славлении Христа.

 

 

Святки

Материал Елены Львовны Мадлевской, кандидата филологических наук, научного сотрудника Отдела этнографии русского народа Российского этнографического музея (Санкт-Петербург).

Полная версия материала о Святках на сайте Российского этнографического музея

Святки - главный зимний праздник в крестьянском календаре, знаменующий собой переход от старого года к новому. Святки длились две недели, начинаясь в рождественский сочельник (24 дек./6янв.) и завершаясь в день Крещенья.

Корни большинства святочных обрядов, совершаемых в связи с наступлением нового солнечного года, восходят к глубокой древности и имеют ярко выраженный языческих характер. Вместе с тем, на архаичную основу праздника сильное влияние оказало христианство, поскольку к святочному периоду церковью были приурочены события жизни Иисуса Христа.

Основными праздниками в рамках Святок являлись Рождество Христово, Новый год (Васильев день) и Крещение Господне. В кануны этих дней вечером в каждой крестьянской семье совершались торжественные обрядовые трапезы, характеризующиеся наличием ритуальной пищи, остатки которой после ужина оставляли на столе для приходящих в святочное время душ умерших и ставили на окно или порог для угощения мороза. Полагали, что и умершие предки, и природная стихия, вкусив обрядового блюда, будут способствовать хорошему урожаю в новом году (см. Васильев вечер, Кесаретский поросенок, Кликанье мороза, Кутья, Рождество Христово). В традиционной культуре вкушение ритуальной пищи осмыслялось не как обычное насыщение, а как приобщение к жизненным силам, приписываемым этой пище мифологическим сознанием, и соответственно, к вечному круговороту жизни. Обрядовое кормление покойных "родителей", то есть всех поколений предков, которые, по народным представлениям, являлись уже частью природы, приобщало также и их к этому нескончаемому движению жизни.

Весь святочный период был чрезвычайно насыщен разнообразными обрядами и ритуализованными действами, к которым были причастны все члены деревенской общины. Так, в первый день Рождества группы детей, парней и девушек, а иногда и взрослые мужчины совершали обряд славления Христа: они ходили по всем домам деревни с рождественской звездой и пели специальные песни, в которых славили праздник и поздравляли с ним своих односельчан. Рано утром в Рождество и в Новый год маленькие мальчики совершали в каждом доме магический обряд посевания: зайдя в избу, посевальщик разбрасывал зерна разных культур, исполняя при этом песню с поздравлением хозяев с Новым годом. Этот обходный обряд был направлен на обеспечение урожая в новом сельскохозяйственном сезоне. С этой же целью в рождественский сочельник или рано утром в Рождество и в день Нового года по деревне ходили колядовщики и исполняли поздравительные песни хозяевам домов, за что вознаграждались обильным угощением (см. Колядование, Колядка, Овсень, Виноградье). В народе Святки считались молодежным праздником.

Взрослое население деревни на третий день после Рождества возвращалось к своим повседневным заботам и хлопотам, за исключением тех видов работ, которые, по народным представлениям, нельзя было совершать в Святки (см. Святочные запреты). Молодежь же полностью была освобождена от какой-либо трудовой деятельности и все время посвящала разнообразным развлечениям.

Идеей контакта и взаимообмена между "мирами" пронизана почти вся святочная обрядность. Во время гаданий, например, предполагалось, что знание о судьбах, которые "пишутся" за пределами мира людей, приобретаются в результате общения с нечистой силой, связанной с миром мертвых и миром природы. Так же и исполнители обрядовых акций в обходных ритуалах славления Христа и посевания, колядования и ряженья воспринимались в традиционном сознании как посредники между миром людей и миром природы. Обеспечение магической действенности обрядов и, следовательно, достижения желаемого - хороший урожай, приплод скота и благополучие в хозяйстве - в значительной мере зависело от правильного ведения символического диалога хозяев с "посланниками" "иного" мира, то есть, от соблюдения предписанных традицией норм поведения: радушный прием и щедрое одаривание обходчиков. Те же цели, равно как и стремление к равновесию в природе и мироустройстве в целом, предусматривали обряд кликанья мороза и обычай "греть покойников"; последний заключался в ритуальном возжигании костров в крестьянских дворах в кануны главных святочных праздников. Совершение этих обрядовых акций осмыслялось как забота о природной стихии и душах умерших, которые, в свою очередь, позаботятся о благополучии урожая в новом году. Таким образом, в основе данных ритуалов лежит все тот же механизм диалогических отношений человека с силами "иных" миров.

Помимо совершения обрядности залогом обеспечения благополучия во всех областях жизни в новом году являлось соблюдение ряда трудовых запретов, закрепленных в традиции за временем Святок (см. Святочные запреты). С другой стороны, некоторые обыденные действия приобретали продуцирующие свойства как раз за счет методичного выполнения их в течение всего святочного периода. Так, например, в Калужской губ. женщины на Святках каждый вечер подметали в избе: считалось, что от этого лен уродится лучше и будет чище.

Традиционно Святки делились на две части - "святые вечера" (от Рождества до Васильева вечера) и "страшные вечера" (с ночи под Новый год и до Крещения Господня). Несмотря на то, что весь святочный период считался в народе временем "без креста", то есть временем, когда только что родившийся Иисус еще не был крещен, особый разгул нечистой силы связывался именно со "страшными вечерами", что отразилось в соответствующем названии. По народной легенде, "в эти страшные вечера /…/ Бог на радостях, что у Него родился Сын, отомкнул все двери и выпустил чертей погулять. И вот, черти, соскучившись в аду, как голодные, набросились на все грешные игрища и придумали, на погибель человеческого рода, бесчисленное множество развлечений, которым с таким азартом предается легкомысленная молодежь" (Максимов С.В., 1994, с.267). В этой легенде сквозь призму христианской морали находят отражение архаичные представления о Святках как о периоде, отмеченном признаком хаотичности в связи с процессом формирования миропорядка, "издержкой" которого является проникновение в мир людей существ "иной" природы.

 

 

 

 

 

 

***********************************************************************************************

 

 

 

26-27.03.2020 г. в Алексинском осетроводческом цехе (г. Алексин Тульской области) Посмотреть место в  Google Планета Земля известный осетровод, начальник цеха Вячеслав Шебанин, попытался в очередной раз развести сахалинских осетров генерации 2008 года, выращенных из икры в бассейновых условиях. Вячеслав работал практически самостоятельно при минимальной помощи ограниченного числа персонала цеха  в связи с ограничениями, введенными в Тульской области и на предприятии из-за COVID-19.

О результатах этих работ смотрите соответствующий материал

Сахалинский осетр – самый редкий осетр фауны России, находящийся на грани исчезновения. Икра (генерации 2008 г.) была получена от двух диких самок и одного дикого самца и инкубирована в 2008 г. в полевых условиях известным ихтиологом и осетроводом Виктором Хрисанфовым и сотрудниками ФГБУ «Амуррыбвод»  перейти на сайт учреждения в ходе экспедиции на реку Тумнин (единственное на сегодняшний день достоверно известное место нереста сахалинского осетра) посмотреть место в  Google Планета Земля. Основная часть личинки была размещена на Анюйском осетровом рыбоводном заводе ФГБУ «Амуррыбвод» (Нанайский район, Хабаровский край) посмотреть место в  Google Планета Земля для создания резервной группы (маточного стада, генофонда) сахалинского осетра, а также для подращивания молоди и выпуска её в реку Тумнин. Для страховки часть личинки (300 шт.) была размещена автором сайта в Алексинском осетроводческом цехе в соответствии с Программой Евроазиатской региональной ассоциации зоопарков и аквариумов (ЕАРАЗА) по сохранению наиболее редких осетровых рыб Евразии перейти в соответствующий раздел сайта ЕАРАЗА.

Смотрите материал о сахалинском осетре

 

 

 

***********************************************************************************************

 

 

 

16.03-25.03.2020 г. нанайская мастерица, художница, сказительница Светлана Зарасьевна Ходжер из села Нижняя Манома (Хабаровский край) Посмотреть место в Яндекс.Карты находилась в Москве по приглашению Института этнологии и антропологии РАН и научно-популярного проекта Life-on-earth.ru, чтобы передать в дар музею ИЭА РАН свои картины, вышивки и художественные вырезки. Эти работы (небольшая часть которых была доставлена в Москву ранее) были переданы в музей ИЭА РАН 19.03.2020 г.

Творчество Светланы Зарасьевны Ходжер является продолжением традиции, воспринятой ею от ее мамы – известной мастерицы и сказительницы Анны Денисовны Оненко. Однако Светлана Зарасьевна активно развивает унаследованную традицию, обладая чрезвычайно самобытным мировоззрением. Усвоенное и пропущенное сквозь собственное мироощущение знание позволяет ей воспроизводить унаследованное в обновленном виде, формируя оригинальный вариант духовной практики и фольклора. Художница не занимается примитивным копированием традиционных орнаментов и простым воспроизведением известных ей сказок. Она воплощает в собственном творчестве свой духовный мир, который в ее представлении настолько же реален, как и окружающий её мир материальный. Её пребывание и творение в этом мире созвучно шаманскому действу (она чувствует, что работает в измененном состоянии сознания). Именно эта особенность несомненности духовного мира, ощущения его постоянного взаимодействия с миром материальным и своеобразным положением человека в этих мирах отличало до недавнего времени традиционное мировоззрение нанайцев

(https://www.facebook.com/groups/435172736546732/permalink/3085653724831940/).

О творчестве С.З. Ходжер смотрите материал: http://life-on-earth.ru/dalnij-vostok-rossii/nizhnyaya-manoma-nanajtsy-iskusstvo-s-z-khodzher

О природе в окрестностях села Нижняя Манома, где живет Светлана Зарасьевна, смотрите материал: http://life-on-earth.ru/dalnij-vostok-rossii/nizhnyaya-manoma-priroda-priamurya

Светлана Зарасьевна Ходжер рассказывает на нанайском языке юным участникам команды Life-on-earth.ru (которые уже знают содержание сказки и слушают звучание «живого» нанайского языка) свою сказку «Конь-Сиун» (Конь-Солнце), пришедшую к ней в селе Нижняя Манома (Хабаровский край) во время одного из погружений в мир её видений - её собственный параллельный мир, в который Светлана Зарасьевна мысленно переходит, чётко разграничивая его с миром материальным, осознавая, что она одна имеет туда доступ.

Запись была сделана во время поездки в Подмосковье 24.03.2020 г.

Светлана Зарасьевна рассказывала, что ощущала себя непосредственной наблюдательницей, присутствовавшей при всём происходившем в этой сказке. В частности, она ощущала, что парила в воздухе над рекой Маномой у сопки при встрече девушки с возвратившимся к ней конем-сиун (этот эпизод изображен на эскизе и картине Светланы Зарасьевны "Встреча девушки со светильником в руке и возвратившегося к ней (вырвавшегося из неволи) коня-сиун". Кстати, фото- и видеосъемки природы Приамурья в материале http://life-on-earth.ru/dalnij-vostok-rossii/nizhnyaya-manoma-priroda-priamurya были сделаны именно на этой сопке.

Посмотреть сопку также в Яндекс.Карты

Конь-Сиун (Конь-Солнце)

Сказка-видение Светланы Зарасьевны Ходжер

Село Нижняя Манома, Хабаровский край

В одном стойбище жила маленькая девочка. Девочка любила гулять по лесу, помогала матери. Росла она, как все дети. И однажды пошла в лес. Собирала ягодки, цветочки. Вдруг видит - жеребенок маленький, видать недавно он родился. Девочка стала искать его маму, и так она её и не нашла. У жеребенка были раны. Девочка начала лечить раны жеребенку, стала приходить каждый день кормить, лечить. Никому не говорила. И всякий раз, когда она ухаживала за жеребенком, подпевала песенку (вообще-то любила петь; голос был необычный звонкий):

«Жеребенок мой расти большой и поправляйся. Пусть твои гривы будут, как лучики солнца, и ты будешь светить людям, как золотое солнце».

Жеребенок подрос. И однажды она пришла, жеребенка нет. Искала, нету нигде.

Прошли годы. Девочка подросла, стала девушкой, и всякий раз приходила к тому месту, а его всё нет и нет.

А тем временем жеребенок вырос, стал здоровым жеребцом.

Однажды случилось непоправимое: солнца не стало, стало темно, небо чёрное, даже звезд не видать. Люди везде стали беспокоиться, не стало ни дня, ни ночи. Стало тяжко людям, да всему животному миру.

Девушка встала, зажгла фитилек и пошла потихоньку на сопку. У подножья сопки текли реки, озера - долина. И стала она на скальную сопку смотреть, где всходило солнце, и начала петь звонко-звонко, голос её раздавался далеко-далеко, но песни были без слов.

А тем временем конь далеко был на пастбище и услышал голос девушки и узнал родной голос. И конь стал бегать, прыгать, и тут он встрепенулся и полетел высоко-высоко в небо. Засветился конь ярким желтым светом, и летел он к ней, к зову девушки.

И прилетел к ней, и рассказал, что его украли люди, держали взаперти, иногда выпускали на огороженном пастбище.

Она говорит: «Теперь ты свободен, лети на небо, а там тебя никто не тронет».

И улетел конь в небо, и стало всё светло, и жизнь продолжается...

***

Это действо в параллельном мире видений и его воплощение в эскизах и картинах происходило в результате ощущения у Светланы Зарасьевны необходимости вернуть в мир материальный Солнце-Сиун, надолго покинувшее Нижнюю Маному во время продолжительной хмурой пасмурной погоды. Его можно отчасти отнести к своего рода импровизированной "погодной магии". В то же время этот сюжет следует рассматривать и в гораздо более широком смысле, учитывая, что Светлана Зарасьевна постоянно ощущает необходимость нести в мир материальный (воплощать в картинах, вышивках и вырезках) что-то Светлое и Доброе, получаемое ей в её параллельном мире. Кстати, эти Свет и Добро замечательно передаются Светланой Зарасьевной в тональности её картин (поиск тонов происходит посредством спонтанного, интуитивного, очень быстрого смешивания красок), в наивности, искренности, присущей её искусству, в особой традиционной нанайской пластике. 

 

Светлана Зарасьевна Ходжер написала несколько эскизов и картин к сказке "Конь-Сиун", а также выполнила одну художественную вырезку из бумаги. Картины (масло на холсте) были переданы в музей ИЭА РАН.

Первая картина "Встреча девочки и жеребенка-сиун" написана Светланой Зарасьевной на второй день пребывания в Москве 17.03.2020 г. по эскизу, выполненному в Нижней Маноме. Все остальные эскизы и картины, а также вырезка выполнены в Нижней Маноме в 2019-2020 гг.

 

 

 

 

***********************************************************************************************

 

 

03.02.2020 г. Светлана Зарасьевна Ходжер из села Нижняя Манома в Хабаровском крае прислала в Москву посылку со своими картинами, на которых изображены её видения, основанные на традиционном мироощущении нанайцев, выработанном у Светланы Зарасьевны в результате многолетней жизни среди экзотической природы Приамурья, а также унаследованном от её мамы - известной сказительницы и художницы-мистика Анны Денисовны Оненко из села Верхний Нерген. Эти картины предназначены для передачи в музей Института этнологии и антропологии Российской академии наук.

 

Команда юных этнологов проекта life-on-earth.ru 03.02.2020 года получает и распаковывает посылку по поручению Светланы Зарасьевны

 

 

18.02.2020 г. по поручению Светланы Зарасьевны эти картины были переданы командой life-on-earth.ru Институтy этнологии и антропологии Российской академии наук. Со стороны ИЭА РАН работы С.З. Ходжер принимали директор Института известный этнолог и антрополог Дмитрий Анатольевич Функ, хранительница музейного фонда Этнографического кабинета им. Н.Н. Чебоксарова ИЭА РАН Христина Михайловна Турьинская, научный сотрудник Отдела Севера и Сибири ИЭА РАН Николай Владимирович Плужников Перейти к информации о событии на сайте ИЭА РАН.

По поручению С.З. Ходжер предпринята подготовка для оптимального хранения картин: картины были измерены, для них были заказаны подрамники.


Светлане Зарасьевне Ходжер посвящены материалы научно-популярного проекта Life-on-earth.ru:

Искусство С.З. Ходжер

Преемственность в культуре и мировоззрении нанайцев: творчество А.Д. Оненко - С.З. Ходжер 


В настоящее время формируется вторая часть материала, посвящённого творчеству Светланы Зарасьевны, в которой будет представлено подробное описание сюжетов её новых работ, опубликованы тексты сказок-видений, фотографии картин и эскизов.

Маме С.З. Ходжер Анне Денисовне Оненко посвящена значительная часть книги известной исследовательницы культуры народов Дальнего Востока и Севера Алины Яковлевны Чадаевой "Вселенная нанайских сказителей" Перейти к электронной версии книги

Список и фотографии работ С.З. Ходжер, переданных ИЭА РАН:


1. Мальчик-сын на калуге-отце - сказка о калуге (часть 2).
2. Мэргэн (земной юноша), сидящий на берегу реки, общается с дочерью Тэму (духа воды, властителя водной стихии) – картина названа автором «Биение двух сердец» и представляет собой образ взаимодействия, взаимопонимания двух миров: материального и духовного.
3. Девушка на калуге - сказка о калуге (часть 1).
4. Конь-сиун (взлетающий) - сказка о девушке и коне-солнце (конь-сиун); сюжет погодной магии, направленный на перемену пасмурной погоды на солнечную, на «рождение Нового Солнца».
5. Шаманка с бубном и калугой – образ благопожелания и врачевательной магии, направленный на благо и излечение от болезней (вероятно, навеянный сказкой о калуге); идея пришла автору во время тяжёлого гриппа у её друга Алексея Черняка, чтобы ему помочь.
6. Шаманка с бубном и драконом – образ погодной магии, направленный на перемену пасмурной погоды на солнечную.
7. Мэргэн побеждает злого духа – сказка о появлении Амура, рек и озёр в районе Сихотэ-Алиня.

 

***********************************************************************************************

 

 

03.12-15.12.2019 г. в Казахстане проходила совместная волонтёрская экспедиция Аквариума Теннесси (The Tennessee Aquarium Conservation Institute (TNACI), Chattanooga, Tennessee, USA – Институт сохранения водной фауны Аквариума Теннесси; Чаттануга, Теннесси, США https://tnaqua.org/), ТОО «Научно-производственный центр рыбного хозяйства» (бывший Казахский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства) (Аральский филиал, Кызылорда, Казахстан http://fishrpc.kz/) и Евроазиатской региональной ассоциации зоопарков и аквариумов (ЕАРАЗА) (Программа по сохранению наиболее редких осетровых рыб Евразии; Москва, Россия http://earaza.ru/?p=449). В первой части экспедиции приняли участие представители Национального географического общества США National Geographic (https://www.nationalgeographic.com/).

Цель экспедиции – мониторинг нативной ихтиофауны среднего течения Сырдарьи, поиск сырдарьинского лопатоноса.

Экспедицию инициировала и финансировала Всемирная организация сохранения природы - Global Wildlife Conservation в рамках проекта поиска 25 наиболее востребованных «потерянных» видов животных (25 Most Wanted Lost Species) (https://www.globalwildlife.org/syr-darya-shovelnose-sturgeon/).

Репортаж об экспедиции на английском языке опубликован в материале "Syr Darya Shovelnose Sturgeon. Expedition 2019 (Kazakhstan)" Перейти к материалу. В материале представлен видео-отчет об экспедиции. Материал находится на стадии разработки и регулярно пополняется.

Search for One of World’s Smallest Sturgeon Species Renews Hope for Most Wanted Lost Species - Информация об экспедиции (на английском языке) на сайте Всемирной организации сохранения природы - Global Wildlife Conservation.

Участие представителей Национального географического общества США финансировало Национального географического общества США (National Geographic).

Организовали экспедицию Алексей Черняк (Проект life-on-earth.ru, Евроазиатская региональная ассоциация зоопарков и аквариумов (ЕАРАЗА), Николай Мюге (ФГБНУ Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО), Гульмира Шалгимбаева (ТОО «Научно-производственный центр рыбного хозяйства» (Алматы, Казахстан), Куаныш Исбеков (директор ТОО «Научно-производственный центр рыбного хозяйства» (Алматы, Казахстан)

 

Участники экспедиции:

Бернард Кухайда - Bernard R. Kuhajda – биолог, специалист в области сохранения водной фауны, куратор научных программ Института сохранения водной фауны Аквариума Теннесси; Чаттануга, Теннесси, США (aquatic conservation biologist, The Tennessee Aquarium Conservation Institute (TNACI) Science Program Manager). Он занимается исследованиями ихтиофауны Северной Америки, сохранением редких видов рыб; в 1999 г. он проводил исследования амударьинских лопатоносов в Туркменистане совместно с Владимиром Сальниковым, Владимиром Бирштейном и Ричардом Мэйденом, провёл мониторинг экземпляров сырдарьинского лопатоноса, хранящихся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга и Лондона (результаты с разрешения Бернард Кухайда опубликованы в материале: http://life-on-earth.ru/amu-darya-shovelnose-sturgeons-uzbekistan/syr-darya-shovelnose-sturgeon-inquiries-uzbekistan-kazakhstan.

Дэйвид Нили – David Neely – биолог, ассоциированный научный сотрудник Института сохранения водной фауны Аквариума Теннесси; Чаттануга, Теннесси, США (Associate Research Scientist of Tennessee Aquarium Conservation Institute (TNACI). Он занимается исследованиями пресноводной ихтиофауны по всему миру.

Научные сотрудники Аральского филиала ТОО «Научно-производственный центр рыбного хозяйства» (Кызылорда, Казахстан) под руководством

Тынысбека Баракбаева – директора Аральского филиала ТОО «Научно-производственный центр рыбного хозяйства».

Алексей Черняк – куратор Программы по сохранению наиболее редких осетровых рыб Евразии Евроазиатской региональной ассоциации зоопарков и аквариумов (ЕАРАЗА), Москва, Россия; автор проекта life-on-earth.ru

Ханна Нордхаус – Hannah Nordhaus – репортёр Национального географического общества США (reporter for National Geographic)

Дэйвид Гуттенфелдер – David Guttenfelder – фотограф Национального географического общества США (photographer for National Geographic)

Интервью Аквариума Теннесси (Tennessee Aquarium) с руководителем экспедиции Бернардом Кухайда - Bernard R. Kuhajda – накануне экспедиции (на английском языке)

 

 

Экспедиция провела тщательный мониторинг участка Сырдарьи на территории Казахстана от моста через Сырдарью по трассе Кызыласкер-Жетысай (Сырдарья ниже Чиназа, ниже впадения реки Келес) до района впадения Сырдарьи в Шардаринское водохранилище (Ак-Тас) в условиях «низкой воды», что позволило исследовать основное русло Сырдарьи. Этот участок представляет собой обширную пойму реки Сырдарьи, заполняемую водой в периоды «высокой воды». Уровень воды на этом участке Сырдарьи регулируется дамбой, расположенной на территории Узбекистана, в зависимости от потребностей ирригации для нужд сельского хозяйства. На этом участке Сырдарьи не ведётся промысловый лов, он не подвергается антропогенному воздействию, за исключением свободного выпаса незначительного количества скота в пойме в период «низкой воды». На этом участке по опросу Алексея Черняка, проведенному в 2017 году среди местных рыбаков в посёлке Кызыласкер, был выявлен случай поимки ставной мелкоячеистой сетью (на чехонь) сырдарьинского лопатоноса зимой 2016 года (рыба опознана местным рыбаком по изображению схожего большого амударьинского лопатоноса; http://life-on-earth.ru/amu-darya-shovelnose-sturgeons-uzbekistan/syr-darya-shovelnose-sturgeon-inquiries-uzbekistan-kazakhstan). Этот же рыбак ещё раз подтвердил эту информацию участникам экспедиции 2019 года, уточнив ряд деталей.

Вся выловленная рыба фотографировалась особым способом, что позволит составить в своё время хорошо иллюстрированный отчёт о мониторинге.

Экспедиция попыталась провести мониторинг Сырдарьи ниже Шардаринского водохранилища в районе пос. Кок-Су, однако вынуждена была оставить эти намерения, так как выявила практически полное отсутствие рыбы после того, как два лета подряд (в 2017 и 2018 годах) Сырдарья ниже Шардаринского водохранилища намеренно осушалась (вода останавливалась дамбой в г. Шардара и преправлялась в Кызылкумский канал) в целях проведения ремонтных работ на одной из дамб ниже по течению Сырдарьи. По свидетельствам очевидцев глубина воды на основном русле Сырдарьи (за исключением ям) доходила до уровня 10 см, что, разумеется, привело к разрушению биотопа большинства обитателей реки. Мы пока не располагаем точными сведениями о том, на сколько сотен километров ниже Шардары Сырдарья подвергалась осушению. Однако известно, что экстремально низкий уровень воды в Сырдарье наблюдался в районе пос. Кок-Сарай.

Экспедиция провела опрос местных рыбаков, встретилась инспекторами, с руководителями рыболовных бригад. В результате были получены данные о ещё двух случаях поимки сырдарьинского лопатоноса при донном лове, также опознанного по изображениям: в Шардаринском водохранилище (ближе к Кызылкумскому каналу) в августе-сентябре 2015 года при лове шемаи так называемым «телевизором» (донным орудием лова (полурамка с сеткой), забрасываемом со спиннинга) и ниже по течению Сырдарьи в районе пос. Кок-Сарай – впадения реки Арысь в Сырдарью в июне-июле 2017 года (как раз при прохождении бреднем одного из обмелевших изолированных участков, возникших в результате осушения Сырдарьи).

Был также проведен мониторинг гравийных участков в низовьях реки Келес – возможные места нереста локальной популяции сырдарьинского лопатоноса.

Одной из важных задач экспедиции было определить возможность вылова сырдарьинского лопатоноса при использовании специальной донной трехстенной мелкоячеистой сети, выполненной в США специально по заказу наших американских коллег. Дело в том, что местное население за редким исключением ловит рыбу в Сырдарье сплавными сетями с крупной ячеей из-за высокой степени засоренности дна крупными корягами и целыми деревцами, что исключает возможность случайной поимки лопатоноса. Все случаи поимки относились к использованию тех или иных донных методов лова. Учитывая, что экспедиция провела чрезвычайно тщательный лов специальной донной сетью на одном из самых перспективных участков Сырдарьи, не затронутым ни промышленным ловом рыбы, ни осушением, и тем не менее не смогла выловить сырдарьинского лопатоноса, можно сделать вывод о действительной чрезвычайной редкости этой рыбы. Если она ещё существует, что вполне вероятно, необходимо принять срочные меры по её поиску, отлову и искусственному воспроизводству, чтобы не потерять этот вид.

Экспедиция инициировала поиски сырдарьинского лопатоноса местным населением, пообещав достойную премию за фото-видеоматериал о поимке и немедленном выпуске лопатоноса, сделанный со смартфона и отправленный через мессенджер типа WhatsApp.

Репортаж об экспедиции на английском языке опубликован в материале "Syr Darya Shovelnose Sturgeon. Expedition 2019 (Kazakhstan)" Перейти к материалу. В материале представлен видео-отчет об экспедиции. Материал находится на стадии разработки и регулярно пополняется.
Рассматривается вопрос об организации очередной экспедиции для поиска сырдарьинского лопатоноса на других участках Сырдарьи, как на территории Казахстана, так и на территории Узбекистана. С этой целью участники экспедиции встретились в Ташкенте с руководством Ташкентского зоопарка и договорились о совместной работе в этом направлении.

***********************************************************************************************

 

 

 

 

В августе-сентябре 2019 г. юные археологи из кружка археологии Музея Востока в Москве (сайт Музея Востока), участники проекта life-on-earth.ru Соня, Коля и Наташа Черняк приняли участие в начавшемся в 2019 г. третьем этапе раскопок достаточно известного по отдельным письменным источникам города Гюэнос на территории Абхазии в окрестностях города Очамчира посмотреть место в Google Планета Земля (первые два этапа раскопок были в 1930-х и 1980-х гг.).

Город с переменным успехом существовал с 5 века до н.э. (поселение местных жителей и раньше) и до раннего средневековья. Какое-то местное племя жило там очень давно в домах-срубах, крытых соломой. Греки появились там несколько позже (в 5 веке до н.э.), создав факторию в одной из самых удобных бухт западно-кавказского побережья на пути в греческие колонии в Приазовье. Побывали там и меоты (народы Приазовья; греки называли Азовское море Меотидой), вероятнее всего, приглашенные греками для защиты или карательных операций в отношении каких-то агрессивно настроенных племен (гипотеза). Примерно в 5 веке н.э. там был возведен греками христианский храм, от которого хорошо сохранился фундамент. Раскопки в перспективе помогут составить более четкое представление о местных народах, живших там на протяжении веков, об их взаимоотношениях с Грецией и Византией. Руководит раскопками замечательный археолог и кавказовед Александр Юрьевич Скаков (с российской стороны) и известный абхазский археолог, директор Абхазского государственного музея Аркадий Иванович Джопуа (с абхазской стороны).

 

 

 

 

*********************************************************************************************** 

 

 

 

 

12-14 января 2018 г. юные участники проекта life-on-earth.ru, занимающиеся в фольклорно-этнографической студии «Оберег» ГБПОУ «Воробьевы горы» (Дворец пионеров на Воробьевых горах), приняли участие в святочных мероприятиях в качестве зрителей и выступающих.

Руководители Фольклорно-этнографической студии «Оберег» ГБПОУ «Воробьевы горы» (Дворец пионеров на Воробьевых горах) в 2018 г.:

Елена Германовна Боронина, этномузыколог, кандидат педагогических наук, заместитель руководителя по актуализации нематериального культурного наследия Центра русского фольклора ФГБУК «Государственный Российский Дом народного творчества имени В.Д. Поленова» Перейти на сайт Центра русского фольклора;

Мария Сергеевна Ерохина, этнолог.

Рождественский вертеп студии "Оберег" в Московском музее-заповеднике "Коломенское" 12.01.2018 г. Перейти на сайт Музея-заповедника

 

 

 

 

Рождественские песнопения и фортепьянная музыка Ансамбля "Родник" (строящегося) Храма преподобного Андрея Рублева в Раменках (перейти в соотв. раздел сайта Храма) и Храма-часовни Покрова Пресвятой Богородицы в Раменках (художественный руководитель ансамбля Тамара Яковлевна Семичева) в Московском музее-заповеднике "Коломенское" 12.01.2018 г. Перейти на сайт Музея-заповедника

 

 

 

 

Рождественский вертеп студии "Оберег" в Театре "Бродячий Вертеп" Александра Грефа на 12-м Фестивале школьных и семейных вертепов "Старый Новый год" 13.01.2018 г. Перейти на сайт Театра

 

 

 

 

Рождественский вертеп Театра "Бродячий Вертеп" Александра Грефа на 12-м Фестивале школьных и семейных вертепов "Старый Новый год" 13.01.2018 г. Перейти на сайт Театра

 

 

 

 

 

 

Фрагмент рождественского вертепа детской фольклорной студии «Душегрея» МБОУ «Салтыковская гимназия» (г. Балашиха, Московская обл., руководитель студии Дмитрий Леонидович Фокин) на Городском рождественском фестивале «Играем святки» в ГБПОУ «Воробьевы горы» (Дворец пионеров на Воробьевых горах) 14.01.2018 г.

Руководитель студии «Душегрея» Дмитрий Леонидович Фокин рассказывает известному российскому этномузыкологу Елене Германовне Борониной о своем варианте вертепа.

 

 

 

 

Рождество  Христово – великий праздник рождения Спасителя, знаменующий надежду на духовное возрождение человека. В календарном цикле этот праздник (эти даты) связан(ы)  с зимнем солнцестоянием - с самой длинной ночью и самым коротким днем в году, за которым следует увеличение продолжительности дня относительно ночи с каждым днем вплоть до летнего солнцестояния, т.е. с этого дня календарный цикл "поворачивается" в сторону весны и будет неуклонно двигаться в сторону пробуждения (возрождения) природы в Северном полушарии после зимнего затишья.

Зимнее солнцестояние — астрономическое явление, происходящее, когда наклон оси вращения Земли в направлении от Солнца принимает наибольшее значение. Зимнее солнцестояние приходится на самый короткий день и самую длинную ночь в году, когда высота подъёма солнца на небосклоне является самой низкой, что особенно заметно в высоких широтах. Сезонное значение зимнего солнцестояния состоит в повороте от постепенного удлинения ночи и сокращения дня к обратному направлению. В зависимости от сдвига календаря зимнее солнцестояние приходится в Северном полушарии на 21 или 22 декабря.

В 45 году до н. э. Юлий Цезарь в своём юлианском календаре установил для Европы 25 декабря как дату зимнего солнцестояния (лат. Bruma). С тех пор за счёт разницы между календарным годом и тропическим годом (отрезком времени, за который Солнце завершает один цикл смены времён года (при наблюдении с  поверхности Земли), например, временем от одного весеннего равноденствия до следующего) произошёл сдвиг фактического астрономического солнцестояния, достигнув в XVI веке даты 12 декабря. В 1582 году Папа Григорий XIII решил восстановить точное соответствие между сезонами и гражданским годом, но при этом он ссылался не на эпоху римского императора, а на Никейский собор 325 года, когда определялась методика расчёта даты Пасхи (Пасхалия) (Пасха празднуется в первый воскресный день после первого полнолуния, которое наступает не ранее весеннего равноденствия). Таким образом, Папа аннулировал 10-дневную ошибку, накопленную за период с IV по XVI века, но не учёл 3 дня, набежавшие между I и IV веками нашей эры. Эта корректировка календаря сдвинула зимнее солнцестояние в северном полушарии примерно до 22 декабря. До сих пор в григорианском календаре солнцестояние колеблется на один или два дня.

Дни зимнего солнцестояния отмечаются во многих культурах. В христианских Церквях, перешедших на григорианский календарь, в эти дни празднуется Рождество Христово. Православная Церковь использует юлианский календарь, по которому дата Рождества совпадала с зимним солнцестоянием 2 тысячи лет назад, но теперь сместилась позже на полмесяца. У славян в день зимнего солнцестояния отмечался народный праздник Коляда.

Вертеп - народный кукольный театр, являвшийся в ряде мест России элементом святочных развлечений. Слово "вертеп" в старославянском языке означало "пещера". Вертеп - не только спектакль, представление театра кукол, но и особая конструкция театральной ширмы в виде многоэтажного ящика. Вертепу свойственна кукольная техника особого рода - вертепные куклы, закрепленные на штыре, выходящем снизу куклы как ручка - проводятся по щелям в полу сцены. В вертепном ящике исстари играется только одна пьеса: Рождественская мистерия.

 

Из истории Вертепа

 

Выдержки из статьи известного польского исследователя театра кукол Хенрика Юрковского «О происхождении рождественской кукольной мистерии». Научный альманах «Традиционная культура». 1/2002. Перевод с польского Ольги Глазуновой.

Полная версия статьи в соответствующем разделе сайта Театра «Бродячий Вертеп» Александра Грефа

 

Исследования истории театра кукол встречают больше трудностей, чем исследования какого-либо другого вида зрелищного искусства, так как театр кукол был, прежде всего, увеселением для народа.

Не все загадки истории театра кукол уже выяснены. К ним относится … генезис представлений, игравшихся в средней и западной Европе по случаю праздника Рождества. В Польше их называли "шопками", на Украине "вертепами", а в Белоруссии "батлейками". Они являются … разновидностью Рождественской кукольной мистерии.

Рождественские кукольные мистерии были известны в Европе начиная с XVI века. На протяжении веков формировались её многочисленные разновидности, это касалось и архитектуры сцены, и способа использования текста.

"Шопки, вертепы и батлейки" - это ящики - одно, двух, трёх и даже более - этажные. Иногда это простые и скромные ящики. В случае одноэтажного ящика (вертепа) окно сцены открывает падающая вниз заслонка. В случае двух или большего количества этажей ящик имеет двери (как триптих), которые открывают две сценки, расположенные на разных уровнях (батлейка).

Сцены шопок, вертепов и батлеек, независимо от количества ярусов, сооружались по принципу "симультанности". В одноярусном вертепе ясельки и трон Ирода находились на одном уровне, следовательно, на этой сцене было два "дома". Уступка современному пониманию пространства заключалась в том, что во время сцен Ирода, ясельки закрывались занавеской - заслонкой. В двухэтажных вертепах и батлейках на верхней сцене находились ясельки, а на нижней трон Ирода (в вертепе рядом с троном Ирода находился также и вход в ад - пекло).

Польская шопка имела несколько ярусов. В случае трёхярусной конструкции (две сцены) деление мест действия было, более или менее, таким же, как и в вертепе. Но в более высоких шопках на четвёртом ярусе от пола часто находилась "краковская свадьба" - прикреплённые к плоскому вращающемуся кругу пары в народных, краковских костюмах.

Бывали также и одноярусные шопки, но своим строением они отличались от вертепов подобного типа, ибо были лишены движущейся заслонки, закрывающей окна сцены. Известны также случаи, когда такой "домик" с ясельками, имел ещё дополнительные, расположенные по бокам окна - домики, а перед ними находилась плоская площадка с вырезанным желобком для вождения кукол.

Ящики "шопок, вертепов, батлеек, не похожи ни одну существующую театральную сцену, будь то театр актёрский или кукольный. Думается, что прототип этих сцен можно найти только в церковной резьбе. Разумеется, что речь идёт не о ясельных фигурках. Как нам известно, ясельки находились не в ящиках, а их фигуры ставили в одной из часовен в "открытом пространстве". Образцом для сценки "шопки, вертепа и батлейки" мог быть резной алтарный шкафчик - поставец или retablo, проще говоря, переносной шкафчик-алтарь.

Переносные алтарные шкафчики были широко распространены в ХIV веке. Появились они, однако, раньше. Чтобы понять их функции необходимо вернуться, хотя бы на короткий момент, к временам раннего средневековья. В те времена службы в церквах отправлялись около алтарей простой конструкции и скромного убранства. Это были ящики или простые каменные столы. На их поверхности (менсе) не было никаких украшений. Этого не разрешали церковные власти, потому что в глубине абсиды за алтарём находился трон епископа, то есть наместника Христа.

 

В более поздние века, когда трон перенесли в другое место, на менсе постепенно появились крест, ковчежец с мощами, а также собственно и retablo - не слишком высокие доски или шкафчики, на поверхности которых размещался ряд икон, тематически связанных между собой. Сначала иконы retablo были барельефными, выполненными в металле или в слоновой кости. В конце средневековья распространились более дешёвые retablo - деревянные. Наряду с резными retablo появились также и живописные. На сей раз это явилось делом церковных властей, которые, в конце концов, признали полезным популяризировать жизнь Христа и деяния святых при помощи резьбы и живописи. В 1310 году Синод в Триере обязал духовенство визуальными средствами информировать верующих о том, какому святому посвящён конкретный алтарь.

Retablo состояло из ряда икон, связанных между собой тематически, и расположенных в хронологической последовательности. Причиной тому явились широко распространённый в средневековье принцип одновременного изображения сразу многих мест событий и развитие этих событий. Средневековая живопись и резьба были подчинены фабуле, которая раскрывалась через последовательный ряд икон...

Retablo … подобно плоской, алтарной, испанской живописи, называемым reredos, они состояли из нескольких, а порой множества икон, так расположенных по горизонтали на нескольких этажах, что слева направо можно было "прочитать" всю историю. В храмах XIV и XV веков небольшие переносные retablo были заменены постоянными, которые помещались в глубине абсиды. Их величина бывала внушительна. Алтарь - retablo кафедрального собора в Севилье состоял из 36 своеобразных икон.

Становится очевидным, что применение огромных retablo или постоянных алтарей отодвинуло в тень переносные retablo. Они были уже не нужны. Их передали в меньшие церкви, а затем в руки церковных слуг, которые, как, оказалось, сумели использовать их для зрелищных целей. Эти маленькие переносные ящички, с закрывающимися крыльями, состояли из 9-10 образов-кессонов (кессоны – углубления прямоугольной или другой формы), заполненных скульптурами. После соответствующей переделки эти скульптуры можно было приводить в движение - оживлять. Таким наиболее простым способом было использование плоско укреплённого колеса, на окружности которого прикреплялись фигурки.

Большую информацию и много документов по этому вопросу собрал и обработал английский испановед Джон Варей. Ему мы обязаны сведениями о том, что в Испании появились иностранцы, демонстрирующие в retablo мистерию страстей Господних: "В retablo, которое в прошлом году везли с собой иностранцы, деревянные куклы при помощи часового механизма чудесно представляли, да так, что в одной части retablo мы видели рождение Христа, а в другой события страстей столь натуральные, что они напоминали бывшие на самом деле".

Retablo аналогичной конструкции показывали и в XVII веке. К началу века относится "El retablo de la entrada del Rey pobre", показываемое в Мадриде в Teatro de la Cruz куклами, оживляемыми "непосредственно". В конце века появился "Ноев ковчег" Франциска Сантоса (здесь куклы механические сочетаются с куклами, оживляемыми аниматором).

Механические retablo мог обслуживать один кукольник, который сначала пускал в ход механизм, а затем уже в роли рассказчика объяснял события, происходящие на симультанно (параллельно) расположенных сценках театрика. Представление с куклами, оживляемыми "непосредственно", обслуживал кукольник вместе с помощником. Первый становился кукловодом, второму же выпадала роль рассказчика.

Как следует из сообщения ХVI века театр - retablo принесли в Испанию иностранцы, возможно, французы или итальянцы. В Польше, почти наверняка, механические театры распространяли итальянцы, которые, подчёркивая значение своего искусства, награждали себя титулом "магистра". Первый такой магистр появился уже в начале ХVI века. Его пребывание отмечено в дворцовой книге расходов, так как ему было заплачено за представление, данное для королевича Зигмунда: " 1506 Feb.23. Magistro de Omnibus Sanctis, qui comediam in presencia dni recitavit faciendo tabernaculum cum personis 3 flor".

Из этой заметки следует, что магистр пользовался театром, называемым tabernaculum. Это был, вероятно, театр немного меньший, чем retablo, но при этом механизированный, хотя магистр сам его обслуживал и сам же читал текст комедии. Дата показа, как и название театра, говорят, что "комедия" имела религиозное содержание.

Во второй половине XVII века в Варшаве тоже выступал магистр из Италии с показом "движущихся фигур" или картин, показ состоял из 13-ти сценок на светские темы.

Уже само наличие театра tabernaculum могло надоумить горожан, а главное, церковных слуг использовать имеющиеся переносные алтари в зрелищных целях. Переносные retablo (типа шкафчика) и алтарные складни известны в равной степени, как в Польше, так и в западных странах. Называли их, однако, просто алтарями или в переводе с латинского таблицами (tabulae). Известны также tabernaculum, имеющие форму retablo (алтари - таблицы) из королевской сокровищницы начала XVII века. Они были распространены также на востоке Речи Посполитой, где называли их вертепом, как позднее называли переносную мистериальную сценку на Украине. Студенты Киевской Академии использовали вертепы в качестве сценки, на которой разыгрывали и Рождественские мистерии, и мистерии страстей Христовых - две самые популярные темы, показываемые в западных retablo. Польская "шопка" развивалась в то же самое время, что и вертеп. Однако её название, в отличие от "вертепа", не литургического происхождения. Скорее театрального. В старой Польше "шопа" означала строение для сенаторских совещаний на выборном поле. В XVII веке в шопах давали также мистериальные представления. Может быть, именно поэтому маленькие переносные мистериальные сценки назывались шопками.

О популярности шопковых представлений говорит, между прочим, и то, что уже в XVII веке мы встречаем упоминание о домашних шопках. В Варшаве в начале XVIII века шопка была уличным театриком.

Архитектура шопки в тот период подверглась существенным изменениям. На ящике, имевшем форму retablo (прямоугольном) выросли башни, делающие его похожим на макет готического храма. Введение башен было переломным моментом. Шопка отходит от своего первоначального вида, и с каждым разом всё больше уподобляется костёльной архитектуре. В этом плане вертеп развивался медленнее, а ещё медленнее батлейка, которая даже в начале нашего века была простым ящиком, закрывающимся крыльями, как костёльный триптих.

Если принять retablo за первоначальную модель многоэтажных сценок, а tabernaculum - одноэтажных, то можно представить следующие этапы развития "шопок, вертепов, батлеек". Первоначально шопки были либо механическими театрами, либо "оживлялись" по их подобию. Они состояли из нескольких этажей, а каждый этаж из самостоятельных отделений (сценок). Первые изменения коснулись среднего этажа. Его закрыли, чтобы получить место для складирования кукол, а также место, откуда можно было бы прямо рукой приводить в движение кукол, находящихся на третьем этаже. В дальнейшем подобное пространство старались создать ниже первого яруса, а для этого можно было повесить обыкновенную занавеску.

Следующее изменение состояло в том, что были ликвидированы поперечные стенки между отдельными сценками и созданы две удлинённые сцены на первом и третьем этажах. И в шопке, и в вертепе остатки этих стенок существуют в виде колонок, которые, словно, подпирают крышу, создаваемую следующим вышерасположенным этажом. В результате изменений были также устранены простые механизмы (некоторые из них в шопке остались, как, например, Краковская свадьба) и куклы механические уступили место куклам "индивидуализированным"; состояло это в снятии кукол с колёсиков и с трансмиссионных лент. Благодаря этому появились на свет шопковые куклы (вертепые, батлейковые) - куклы на палке.

Польский, русский и белорусский народы получили сценку подобной конструкции из рук церковных слуг и студентов в XVIII веке, и на протяжении всего XIX века формировали её согласно своим потребностям и фантазии. Однако конструкции её не изменили, концентрируя внимание скорее на внешнем убранстве (а именно на декоративном украшении её башнями).

Retablo, которое европейские кукольники демонстрировали в XVI веке, было зародышем мистериальных кукольных представлений. Сначала это были механические представления. Но под влиянием развивавшегося западного искусства кукольники также видоизменяли своё ремесло. Начиная с XVII века, распространились сценки барочного типа (с задником - перспективой и кулисами), где игрались, так называемые, ренессансные сценки, драмы, заимствованные из елизаветинского театра, и короткие сцены с комическими персонажами, главным образом, из комедии dell arte.

Retablo и его традиции, забытые на западе, сохранились в странах восточной Европы как шопки, вертепы и батлейки. Сегодня они являются уникальным примером народного искусства, развитие которого происходило на протяжении четырёх веков.

 

Материалы сайта Театра "Бродячий Вертеп" Александра Грефа о вертепном театре

Библиотека Театра "Бродячий Вертеп" Александра Грефа


 

 

 

Материал Елены Львовны Мадлевской, кандидата филологических наук, научного сотрудника Отдела этнографии русского народа Российского этнографического музея (Санкт-Петербург) о вертепном театре в России.

Материал на сайте Российского этнографического музея

В Россию вертепный театр проник в конце XVII - начале XVIII вв. из Польши через Украину и Белоруссию.

У русских основное распространение вертеп получил в западнорусских губерниях - Новгородской, Смоленской, где очевидным было влияние на кукольный театр белорусской батлейки, и в Сибири, унаследовав украинскую традицию, так как еще в ХVII в. в г. Тобольск были направлены для работы в славяно-греческой школе и семинарии воспитанники Киево-Могилянской академии (разыгрывание вертепной рождественской драмы здесь входило в учебную программу). Вертепные представления разыгрывали профессиональные бродячие кукольники или любители: крестьяне, солдаты, священнослужители, мещане. Как правило, вертепщики приурочивали представления к Святкам; но, например, в Сибири (в Иркутске) с вертепом могли ходить по домам от Рождества до Масленицы. Здесь же были известны не только переносные, но и стационарные кукольные театры такого типа; вход на представление стоил пять-десять копеек. Позже, в конце ХIХ - начале ХХ вв. разыгрывание вертепных спектаклей превратилось в профессиональный промысел.

Так, выходцы из Новгородской губернии отправлялись на гастроли по разным местностям России, ориентируясь уже не на святочный период, а на время проведения ярмарок. Так, известному этнографу Н.Н. Виноградову в начале 1900-х годов случилось наблюдать вертепное представление новгородских кукольников, плывших на волжском пароходе и направлявшихся на Нижегородскую ярмарку. Переносной ящик для вертепа изготавливался из досок или из картона. Как правило, он состоял из двух ярусов, реже - из одного или трех. Обращенная к зрителям сторона вертепного ящика закрывалась тканью-занавесом яркого цвета или ставнем, опускавшимся вниз и закрывавшим манипуляции, производимые руками вертепщика. В "полу" обоих ярусов проделывались прорези для того, чтобы куклы, закрепленные на стержнях, могли двигаться. Пол покрывался мехом, и поэтому прорези в нем не были заметны. Для рук вертепщика, водившего кукол, было предусмотрено пустое пространство между верхним и нижним ярусами, заклеенное со стороны зрителя бумагой. По бокам и вверху ящика подвешивали несколько разноцветных фонариков для освещения сцены в вечернее время. Куклы изготавливались из дерева, реже лепились из глины. Их вырезали высотой в восемнадцать-двадцать сантиметров, довольно четко отражая особенности строения человеческого тела или животных, рисовали красками лицо, одевали в одежду из тканей и бумаги; к ноге крепили деревянный или проволочный стержень. Вертепщик сам проговаривал все роли, изменяя голос в зависимости от характера персонажа. Он скрывался за ящиком, где также могли находиться музыканты и хор. Верхний ярус вертепного ящика назывался "небом", "пещерой" или "хлевом"; изнутри он оклеивался голубой бумагой со звездочками из фольги; на задней стене изображалась сцена Рождества, либо рядом с ней устраивалось подобие пещеры или хлева с яслями, а также неподвижные фигурки Марии, Иосифа, младенца Иисуса Христа, домашних животных.

Нижний ярус назывался "землей" или "дворцом"; здесь разыгрывались эпизоды злодеяний и наказания царя Ирода, а также бытовые сценки комического и сатирического характера. "Дворец" украшался яркой цветной бумагой, блестками; в центре располагался трон, на котором сидел Ирод. Около трона с обеих сторон иногда закреплялись неподвижно по три воина, вооруженных пиками и мечами. Остальные куклы "входили" и "выходили" через две двери в боковых стенках ящика. Персонажами вертепной драмы "Смерть царя Ирода" были: два ангела, возвещающие о рождении Иисуса Христа; пастушок с овечкой и три царя (волхва), славящие Рождество Христово; царь Ирод и его воины; Рахиль с ребенком, умоляющая жестокого царя сохранить жизнь своему невинному младенцу; Ксендз, уличающий Ирода в злодеяниях и предрекающий ему муки на том свете; Смерть в виде скелета с косой, снимающая голову преступнику, и Черт, помогающий Смерти утащить Ирода в ад. В некоторых вертепах последние сцены выглядели очень эффектно за счет того, что голова у куклы, изображающей Ирода, отваливалась назад и висела на ниточке, прикрепленной к шее; а когда наступал эпизод с отправлением Ирода в ад, в полу открывалась дыра, и злодей как будто действительно проваливался под землю. У русских вертепное представление четко делилось на две части: религиозную и бытовую; причем со временем первая значительно сократилась и приобрела местный колорит: так, кукла, изображающая Рахиль, выглядела как обычная русская крестьянка, а иногда - как барыня в модном платье. Вторая часть вертепа, совершенно не связанная с рождественской тематикой, включала без особого порядка разнообразные сценки на основе местного материала: бытовые анекдоты, исторические эпизоды, просто танцы кукол, изображающих людей разных национальностей.

Очень популярны были шуточные и сатирические сценки, высмеивающие человеческие пороки: глупость, жадность, кичливость и проч. Среди персонажей бытовой части вертепного театра были: Межевой (землемер) и Межевая, в сценке с которыми смех вызывал диссонанс между "умными" речами и танцем под забористого "Чижика"; девицы из Валдая, бараночницы, танцующие "Комаринского"; Цыган, выпрашивающий плату за представление, перемежая нормальные слова с "тарабарскими"; глупая Барыня и пройдоха Доктор; молодая Жена (любовница Аришенька) и старый Муж (Старик-любовник) и другие.

В мемуарной литературе неоднократно встречаются суждения о большом успехе вертепных представлений у публики и огромнейшем удовольствии, доставляемом кукольным театром - вертепом зрителям самого разного возраста и социального положения.

У русских, живущих на Украине (в Волынской губернии), в конце ХIХ в. был известен так называемый "живой вертеп", то есть драма "Царь-Ирод", разыгрываемая не с помощью кукол, а людьми: мальчиками-подростками и парнями постарше (18-20 лет). "Живая" версия вертепа, полностью утратившая сообщение о рождении Христа и сцены с поклонением волхвов, является более поздней по сравнению с кукольным представлением.