Петуховы камни - Церковь Николая Чудотворца на Петухах. г. Углич - дер. Еросимово

Выдающийся угличский историк-краевед,, бывший директор, а ныне научный сотрудник Угличского Кремля (Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей (https://www.uglmus.ru/) Виктор Иванович Ерохин рассказывает о дохристианском сакральном комплексе Петухов камень - Огнева гора, расположенном на территории Углича, о постепенной христианизации этих мест и строительстве Церкви Николая Чудотворца на Петухах рядом с угличским Петуховым камнем и Угличского Алексеевского монастыря на Огневой горе, а также о втором местном Петуховом камне, который расположен в окрестностях деревни Еросимово на противоположном от Углича берегу Волги.

г. Углич (Ярославская обл.), 01.11.2023 г.

Использовавшиеся в видеосюжете фотографии:

Фотографии бывшей Петуховой слободы в Угличе, где находились Петухов камень и Церковь Николая Чудотворца на Петухах, - от 01.11.2023 г. и 31.08.2023 г.

Фотография рисунка угличского Петухова камня, выполненного угличским художником и краеведом Иваном Николаевичем Потехиным, а также одна из фотографий (без надписи) Церкви Николая Чудотворца на Петухах - экспозиция Угличского Кремля (Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей https://www.uglmus.ru/

Фотография Церкви Николая Чудотворца на Петухах (с надписью: " г. Углич. Церковь Николо на Петухове. № 6") - Ерохин В.И. Альбом "Открытка из прошлого. Углич в почтовой открытке конца XIX - начала XX века". Москва, "Северный паломник", 2003. Стр. 107.

Фотографии Угличского Алексеевского монастыря на Огневой горе - 31.08.2023 г. и 01.11.2023 г.

Старые фотографии 1965 г. Еросимовского Петухова камня и четырёхпалого следа птицы на нём - экспозиция Угличского Кремля (Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей https://www.uglmus.ru/

Фотографии Еросимовского Петухова камня - 31.08.2023 г.

 

Петухов камень и Церковь Николая Чудотворца на Петухах (Церковь Николая Чудотворца на Петухове) находились на юго-восточной окраине Углича в месте, которое называлось Петухов погост или Петухова слобода (сейчас здесь проходит Пролетарская (в прошлом Никольская) улица.

Петухова слобода:

Яндекс.Карты

https://yandex.ru/maps/10840/uglich/hybrid/?ll=38.340331%2C57.527748&z=19

Google Планета Земля

https://earth.google.com/web/@57.52776464,38.34000321,126.58651082a,167.49912178d,35y,339.80390483h,0t,0r/data=OgMKATA

 

Петухов камень (Google Планета Земля):

https://earth.google.com/web/@57.52736121,38.33999498,126.60717352a,25.00447512d,35y,339.80367235h,0t,0r/data=OgMKATA

Церковь Николая Чудотворца на Петухах (Google Планета Земля):

https://earth.google.com/web/@57.52777934,38.33976456,126.21127945a,93.81866332d,35y,339.80361989h,0t,0r/data=OgMKATA

 

Информация о Церкови Николая Чудотворца на Петухах (на Петухове) на сайте "Храмы России": http://temples.ru/card.php?ID=13104

 

На Петуховом камне был вырезан четырёхпалый след петушиной лапы, примерно 30 см длиной.

Выдающийся угличский краевед, бывший директор, а ныне научный сотрудник Угличского Кремля (Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей (https://www.uglmus.ru/) Виктор Иванович Ерохин рассказал, что Петухов камень относится к категории камней-следовиков. В древности это мог быть межевой камень одного из обитавших в этих местах финно-угорских или славянских племён, обозначавший границы территории, занимаемой этим племенем. Возможно, в древние времена подразумевался след мифического глухаря – лесного духа-покровителя племени. Позже с приходом Христианства первоначальные представления забылись с течением времени и преобразовались в простонародном восприятии в легенду о вещем мифическом петухе – духе-покровители Углича. Угличский краевед и художник Иван Николаевич Потехин (1892-1961 гг.) записал эту легенду: «...легенда гласила об этом камне следующее. Много, много лет тому назад, если враги грозили Угличу, то в полночь, громко хлопая крыльями, прилетал громадный петух. Он садился на камень и трёхкратным криком предупреждал горожан о беде. С тех пор якобы и остался след петуха на камне» (И.Н. Потехин, «Две угличские легенды», «1. «Петухов камень». Исследования и материалы по истории Угличского Верхневолжья, Выпуск второй. Угличский краеведческий музей, Филиал Государственного архива Ярославской области в г. Угличе; г. Углич, 1958 г.; стр. 35-36.).

 

Полный текст статьи Ивана Николаевича Потехина

Иван Николаевич Потехин, «Две угличские легенды», «1. «Петухов камень». Исследования и материалы по истории Угличского Верхневолжья, Выпуск второй. Угличский краеведческий музей, Филиал Государственного архива Ярославской области в г. Угличе; г. Углич, 1958 г.; стр. 35-36.

«Петухов камень» - это валун, который ещё в 1930-х годах находился метрах в ста на юго-запад от церкви Николы на Петухах, т.е. бывшей Петуховой слободе, известной по памятникам письменности ещё от XV-XVII вв. (писцовые книги Угличского уезда XVII в., Ярославль, 1867-1888 гг., стр. 221). Названия «Петухова слобода» и «Петухи» свидетельствуют о древности «Петухова камня», так как, несомненно, связаны с последним.

Сейчас «Петухов камень» не существует. Он разбит на части и послужил для замощения городских улиц.

Камень был величиной с порядочный стол и глубоко сидел в земле. Его верх, как бы срубленный топором, был немного наклонен, и на нём можно было различить четырёхпалый след петушиной лапы, длиной сантиметров в 30. Судя по нему, петух должен был иметь рост человека.

Вокруг этого необычного камня в своё время было много разговоров, суеверные старушки боялись его и обходили стороной.

А легенда гласила об этом камне следующее. Много, много лет тому назад, если враги грозили Угличу, то в полночь, громко хлопая крыльями, прилетал громадный петух. Он садился на камень и трёхкратным криком предупреждал горожан о беде. С тех пор якобы и остался след петуха на камне.

Не мог ли след (петуха на камне) явиться результатом выветривания? Нет. Тут приложил руки человек, так как были видны следы работы каким-то орудием.

Но кто, когда и для какой цели это сделал!?

Как известно, камни с отпечатками лап животных и птиц учёные знают и на других славянских территориях. В науке существует вполне правдоподобная, на мой взгляд, гипотеза, объясняющая происхождение таких отпечатков: это межевые знаки славянских племён и родов.

Полагают, что славяне, в качестве межевых знаков на близлежащих валунах ставили племенные и родовые символы, изображающие отпечатки лап тех животных и птиц, которых соответствующие славянские племена и роды считали своими богами-покровителями.

Мне думается, что «Петухов камень» и относился к числу таких межевых камней.

***

 

С этой легендой перекликаются дошедшие до нас народные представления о глухаре, как о вещей птице, описанные В.В. Васильковым в 36-ом выпуске «Сборника материалов для описания местностей и племен Кавказа» 1906 года (Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Издание Управления Кавказского учебного округа, Выпуск тридцать шесть, Тифлис, Типография канцелярии Наместника Его Императорского Величества на Кавказе и К. Козловского, 1906, Отдел второй, В.В. Васильков, Народные обычаи казаков станицы Бекешевской, «Глухарь», стр. 146-147).

Ссылки на «Сборники материалов для описания местностей и племен Кавказа» и на выпуск 36 от 1906 года:

http://kubangenealogy.ucoz.ru/index/sb_kavkaz_3/0-197

https://cloud.mail.ru/public/Wh3H/3SeHvrm4u

В статье приводятся данные о народных обычаях казаков станицы Бекешевской, предки которых жили на реке Хопёр (притоке Дона) в Воронежской губернии поблизости от нынешнего города Новохопёрска. Откуда в Воронежскую губернию попали предки хопёрских казаков неизвестно, но возможно, что и из более северных лесных районов.

Станица Бекешевская:

Яндекс.Карты

https://yandex.ru/maps/?l=sat%2Cskl&ll=42.461922%2C44.110027&z=13

 

Новохопёрск (Воронежская обл.):

Яндекс.Карты

https://yandex.ru/maps/?l=sat%2Cskl&ll=41.645058%2C51.088206&z=13

 

Вот что пишет В.В. Васильков в своей статье:

Кроме домового, о счастье и несчастье предсказывал также «глухарь». По мнению жителей станицы, это – таинственная птица, которой никто не знает, так как никто никогда её не видел. Глухарь прилетает только к тому дому, в котором должна случиться большая радость или большое горе. Глухарь садится на дымовую трубу и начинает кричать до тех пор, пока его не услышат хозяева этого дома. Если глухарю не удастся переполошить хозяев в первую ночь, он прилетает во вторую ночь и кричит ещё громче. Чтобы узнать, что предрекает своим криком глухарь, худое или хорошее, нужно кому-нибудь из живущих в этом доме спросить: «чы к добру, чы к худу?»

Если к добру, то глухарь захохочет и улетит, а если к худу, то закричит: «ху, ху, ху!» и тоже улетит. Если хозяева этого дома пожелали бы остаться в неведении относительно их будущего, то им следует убить глухаря.

***

 

Вероятно, место, где лежал Петухов камень, в народном представлении было настолько сакральным и важным, что с приходом Христианства оно со временем было христианизировано (это явление принято называть «народным православием»), что очень часто происходило с местами и объектами дохристанского поклонения, например, наивысшими точками возвышенностей («гор»), камнями, источниками, деревьями. Со временем поблизости от камня была возведена деревянная церковь, а позже в середине 18 века (примерно в 1754 г.) была построена каменная Церковь Николая Чудотворца на Петухах (Церковь Николая чудотворца на Петухове или Церковь Николо на Петухове). Церковь и камень сосуществовали поблизости друг от друга. Камень, вероятно, сохранял своё сакральное значение, как место, обращения к потусторонним силам. Однако в начале 20-го века суеверные старушки боялись камня и обходили стороной. Об этом пишет Иван Николаевич Потехин в своей статье «Две угличские легенды», «1. «Петухов камень» (Исследования и материалы по истории Угличского Верхневолжья, Выпуск второй. Угличский краеведческий музей, Филиал Государственного архива Ярославской области в г. Угличе; г. Углич, 1958 г.; стр. 35-36.). До наших дней ни церковь, ни камень не сохранились. После Октябрьской революции в конце 1920-х годов церковь закрыли, а Петухов камень был разбит на части и послужил для замощения улиц Углича. В 1940-х годах Церковь Николая Чудотворца на Петухах начали разбирать, в 1950-х годах остатки церкви разобрали окончательно.

Как отмечает Виктор Иванович Ерохин, Петухов погост принадлежал Угличскому Алексеевскому монастырю (находится примерно в 300-400 метрах от погоста), который был построен на сакральной ещё в дохристианские времена возвышенности (доминантная точка в этой местности) с характерным названием «Огнева гора».

Огнева гора - Угличский Алексеевский монастырь:

Яндекс.Карты

https://yandex.ru/maps/10840/uglich/hybrid/?ll=38.331609%2C57.526539&z=18

 

Google Планета Земля

https://earth.google.com/web/@57.52655446,38.33092551,120.54219219a,342.11168058d,35y,339.79098603h,0t,0r/data=OgMKATA

 

Информация об Угличском Алексеевском монастыре на сайте "Храмы России": http://temples.ru/card.php?ID=3441

 

Петухов камень и Огнева гора, вероятно, представляли собой древний сакральный комплекс. В 1371 году по благословению митрополита Киевского и всея Руси Алексия (в то время (со времени крещения Руси и пребывания митрополита в Киеве и до разделения русской православной церкви на восточную (московскую) и западную (киевскую) митрополии в 1458-1459 гг.) митрополиты, где бы не находились их резиденции (во Владимире-на-Клязьме, в Москве), назывались Киевскими и всея Руси) был основал Угличский Алексеевский монастырь, дошедший до наших дней. К 15-16 векам границы Углича расширились и Огнева гора стала входить в территорию Угличского посада, по внешней стороне Огневой горы проходил посадский вал (второй пояс городских укреплений, имевший форму подковы и ограждавший основную часть городского поселения).

 

На противоположном от Углича берегу Волги в окрестностях деревни Еросимово на берегу ручья Кека, впадающего в реку Корожечна (приток Волги), находится ещё один петухов камень – валун с остатками рукотворного четырёхпалого следа петушиной лапы (или лапы глухаря). Когда-то след был виден чётко - сохранились снимки этого камня 1965 года. Но в 1970-х -1980-х гг. у местных пастухов была привычка отдыхать на этом камне и жечь костёр – в результате верхний слой камня отслоился от перепада температур, и след птичьей лапы прослеживается теперь не так чётко.

Кстати, в некоторых языках финно-угорской ветви топоним «Кека», предположительно, перекликается со словами, обозначающими петуха: kukko (финский язык), kukk (эстонский язык).

 

Видео:

Виктор Иванович Ерохин рассказывает о сакральном в дохристианскую эпоху камне-следовике - Петуховом камне, который расположен в окрестностях деревни Еросимово на противоположном от Углича берегу Волги. г. Углич (Ярославская обл.), 01.11.2023 г.

Наша команда предварительно побывала в этом месте 31.08.2023 г. и нашла Еросимовский Петухов камень.

Использовавшиеся в видеосюжете фотографии:

Фотографии Еросимовского Петухова камня - 31.08.2023 г.

Старые фотографии 1965 г. Еросимовского Петухова камня и четырёхпалого следа птицы на нём - экспозиция Угличского Кремля (Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей https://www.uglmus.ru/

 

 

Еросимовский петухов камень:

Яндекс.Карты

https://yandex.ru/maps/?l=sat%2Cskl&ll=38.239746%2C57.528122&z=19

 

Google Планета Земля

https://earth.google.com/web/@57.52813547,38.23923889,110.86929571a,25.01620589d,35y,340.46267127h,0t,0r/data=OgMKATA