Светлана Зарасьевна Ходжер (девичья фамилия - Оненко, нанайское имя Сиби)
Одухотворенный человек, художница-мистик, поэтесса, сказительница из села Нижняя Манома (Нанайский район, Хабаровский край) Посмотреть место в Google Планета Земля
Светлане Зарасьевне Ходжер посвящены материалы научно-популярного проекта Life-on-earth.ru:
Преемственность в культуре и мировоззрении нанайцев: творчество А.Д. Оненко - С.З. Ходжер
Маме С.З. Ходжер Анне Денисовне Оненко посвящена значительная часть книги известной исследовательницы культуры народов Дальнего Востока и Севера Алины Яковлевны Чадаевой "Вселенная нанайских сказителей" Перейти к электронной версии книги
О природе в окрестностях села Нижняя Манома, где живет Светлана Зарасьевна, смотрите материал: http://life-on-earth.ru/dalnij-vostok-rossii/nizhnyaya-manoma-priroda-priamurya
Светлана Зарасьевна Ходжер - художница-мистик, поэтесса, сказительница, носитель «живого» нанайского языка из села Нижняя Манома (Нанайский район, Хабаровский край). Её духовный мир и искусство настолько же глубоко традиционны по своей сути, как творчество традиционных шаманов прошлых лет, создававших орнаменты на одежде и предметах шаманской практики, отличавшиеся яркой индивидуальностью. Светлана Зарасьевна занимается традиционными видами нанайского искусства: вышивкой цветными нитками на ткани и вырезкой узоров из бумаги и бересты, а с некоторого времени в качестве творческого эксперимента пишет картины маслом.
Светлана Зарасьевна продолжает художественные, сказительские и духовные традиции своей мамы – Анны Денисовны Оненко – известной художницы и сказительницы-мистика, и бабушки, которая по семейному преданию была шаманкой. Наиболее важные с точки зрения С.З. Ходжер работы она создаёт в состоянии близком к творческой одержимости, ощущая необходимость выполнить определённую миссию, которая должна принести благо как ей самой, так и окружающим людям. Нередко творческий процесс сопровождается музыкальными импровизациями, внутренним ощущением красивых мелодий, сочетающихся с пластикой узоров и красками. Эти мелодии забываются сразу по окончании работы.
Мироощущение мамы Светланы Зарасьевны - Анны Денисовны Оненко, отличалось таким же мистицизмом, как и мироощущение её дочери. Об этом говорят рукописи сказок А.Д. Оненко и рисунки к ним, сохранившиеся в архиве известной исследовательницы культуры народов Приамурья, Сахалина и Севера, писательницы Алины Яковлевны Чадаевой, лично знавшей Анну Денисовну. Алина Яковлевна Чадаева, долгое время жившая в Хабаровском крае, пребывая в среде нанайцев, сохранявших традиционное мироощущение, как никто другой, проникла в метафизику этого мироощущения.
Творчество С.З. Ходжер и некоторых других нанайских художников может рассматриваться как особая форма шаманской (неошаманской) практики, проявившаяся в условиях современного мира, когда традиционный шаманизм ушёл в прошлое.
Автор научно-популярного проекта life-on-earth.ru познакомился со Светланой Зарасьевной Ходжер в 2007 году в селе Нижняя Манома в Хабаровском крае.
С конца сентября 2018 г. по начало марта 2019 г. Светлана Зарасьевна Ходжер по приглашению проекта life-on-earth.ru находилась в Москве, чтобы познакомиться с Алиной Яковлевной Чадаевой и посмотреть работы (вышивки, иллюстрации к сказкам) Анны Денисовны Оненко, хранящиеся в Государственном Музее Востока и у Алины Яковлевны.
В Москве С.В. Ходжер осуществила свои давние сокровенные планы. Дело в том, что Светлана Зарасьевна в детстве обучилась работать с масляными красками у русской художницы, приехавшей в гости (на этюды) к Анне Денисовне Оненко. Светлана Зарасьевна давно мечтала изобразить на холсте свои мистические сны и видения, некоторые из которых она запомнила и рассказывала в форме сказок (смотрите видеозаписи сказок С.З. Ходжер в конце материала, посвященного искусству С.З. Ходжер ). Однако в нанайском районе и даже в Хабаровске она не имела возможности приобрести масляные краски и холсты. Проект life-on-earth.ru предоставил всё это С.З. Ходжер в Москве и в течение нескольких месяцев в состоянии творческой одержимости она создала более десятка картин. Выставленные в определённом порядке эти картины отражают духовный (шаманский) путь Светланы Зарасьевны с детства и до настоящего времени. Позже эти картины, написанные в Москве, и другие - написанные Светланой Зарасьевной позже, когда она вернулась домой в Нижнюю Маному, были переданы этнографическому музею Института этнологии и антропологии Российской академии наук (ИЭА РАН).
С сотрудниками ИЭА, в частности, с Валентиной Ивановной Харитоновой (заведующей Центром медицинской антропологии), Дмитрием Анатольевичем Функом (директором ИЭА РАН), Николаем Владимировичем Плужниковым (научным сотрудником Отдела Севера и Сибири), С.З. Ходжер познакомил автор проекта life-on-earth.ru, и Светлана Зарасьевна решила передать значительную часть своих работ в дар этнографическому музею Института.
03.02.2020 г. Светлана Зарасьевна Ходжер прислала в Москву посылку со своими картинами, на которых изображены её видения, её духовный мир. Этот духовный мир соответствует традиционному мироощущению нанайцев. В нём отражена и экзотическая природа Приамурья, и традиции, унаследованные от её мамы - известной сказительницы и художницы-мистика Анны Денисовны Оненко из села Верхний Нерген.
Команда юных этнологов проекта life-on-earth.ru 03.02.2020 года получает и распаковывает посылку по поручению Светланы Зарасьевны
18.02.2020 г. по поручению Светланы Зарасьевны эти картины были переданы командой life-on-earth.ru Институтy этнологии и антропологии Российской академии наук. Со стороны ИЭА РАН работы С.З. Ходжер принимали директор Института известный этнолог и антрополог Дмитрий Анатольевич Функ, хранительница музейного фонда Этнографического кабинета им. Н.Н. Чебоксарова ИЭА РАН Христина Михайловна Турьинская, научный сотрудник Отдела Севера и Сибири ИЭА РАН Николай Владимирович Плужников Перейти к информации о событии на сайте ИЭА РАН.
Список и фотографии работ С.З. Ходжер, переданных ИЭА РАН через проект life-on-earth.ru (из посылки от 03.02.2020 г.):
1. Мальчик-сын на калуге-отце - сказка о калуге (часть 2).
2. Мэргэн (земной юноша), сидящий на берегу реки, общается с дочерью Тэму (духа воды, властителя водной стихии) – картина названа С.З. Ходжер «Биение двух сердец» и представляет собой образ взаимодействия, взаимопонимания двух миров: материального и духовного.
3. Девушка на калуге - сказка о калуге (часть 1).
4. Конь-сиун (взлетающий) - сказка о девушке и коне-солнце (конь-сиун); сюжет погодной магии, направленный на перемену пасмурной погоды на солнечную, на «рождение Нового Солнца».
5. Шаманка с бубном и калугой – образ благопожелания и врачевательной магии, направленный на благо и излечение от болезней (вероятно, навеянный сказкой о калуге); идея пришла автору во время тяжёлого гриппа у её друга Алексея Черняка, чтобы ему помочь.
6. Шаманка с бубном и драконом – образ погодной магии, направленный на перемену пасмурной погоды на солнечную.
7. Мэргэн побеждает злого духа – сказка о появлении Амура, рек и озёр в районе Сихотэ-Алиня.
16.03-25.03.2020 г. Светлана Зарасьевна Ходжер находилась в Москве по приглашению Института этнологии и антропологии РАН и научно-популярного проекта life-on-earth.ru, чтобы передать в дар музею ИЭА РАН другие свои картины, вышивки и художественные вырезки. Эти работы были переданы в музей ИЭА РАН 19.03.2020 г. (https://www.facebook.com/groups/435172736546732/permalink/3085653724831940/).
https://life-on-earth.ru/dalnij-vostok-rossii/tvorchestvo-s-z-khodzher-raboty-peredannye-v-iea-ran#sigProIde1241ef393
Научно-популярный проект life-on-earth.ru во взаимодействии со Светланой Зарасьевной Ходжер работает над описанием (атрибутированием) её работ. Работы, связанные со сказками-видениями Светланы Зарасьевны, описываются в специальном материале "Сказки С.З. Ходжер" с указанием, какие из представленных в материале работ были переданы в музей ИЭА РАН (перейти к материалу).
Дочь Тэму (духа воды) и цветущие водные растения
Однажды Светлана Зарасьевна увидела необычное явление: в реке Маноме под водой зацвели водные растения. Её это так поразило, что она сделала несколько фотографий с помощью смартфона.
В своём воображении (в "параллельном мире") она увидела дочь духа воды Тэму с длинными волосами, украшенными цветами и в халате (традиционная женская одежда у нанайцев) с узорами в виде цветущих растений. Светлана Зарасьевна изобразила своё видение в эскизе, затем маслом на холсте, а позже сшила халат для дочери Тэму, тот самый, в котором она её видела. Светлана Зарасьевна считает (или даже ощущает), что таким образом она установила связь между духовным и реальным миром на благо людям.
https://life-on-earth.ru/dalnij-vostok-rossii/tvorchestvo-s-z-khodzher-raboty-peredannye-v-iea-ran#sigProId15e9195b3d
С.З. Ходжер рассказывает о сюжете картины и о халате В.И. Харитоновой и другим участникам встречи во время передачи этих работ в музей ИЭА РАН 19.03.2020 г.
Во второй половине 2020 г. - первой половине 2021 г. С.З. Ходжер, находясь у себя дома в селе Нижняя Манома, создала несколько десятков оригинальных картин, вырезок из бумаги и бересты, вышивок. Часть этих работ двумя послылками (в декабре 2020 г. и феврале 2021 г.) она прислала в Москву для передачи ИЭА РАН через участников проекта life-on-earth.ru. В связи с ограничениями по COVID-19 дата непосредственной передачи работ в Институт была отложена на несколько месяцев. 08.04.2021 г. работы были переданы в музей ИЭА РАН. Ниже публикуется их список, а также фотографии с деталями (в порядке согласно списку):
Вышивки и предметы традиционной нанайской одежды с вышивкой:
- Обережный нагрудник - лэлу «Весенние цветы у реки».
- Обережный воротник монгочоко (монго – шея по-нанайски) с узорами в виде бабочек по краям.
- Вышивка «Девушка-птица с ожерельем, пролетающая в лунную ночь над рекой» из сказки-видения С.З. Ходжер «Девушка-птица».
- Вышивка «Пара лебедей гнездится на берегу водоёма».
- Вышивка «Бабочка на цветке».
- Вышивка «Майский жук».
- Вышивка «Пара водоплавающих птиц с соединёнными лапками».
- Вышивка «Водная стихия» (на воде - лебедь, лотос, под водой - актиния, рыбки, водные растения).
- Вышивка «Экзотическая рыбка».
- Вышивка «Огненный небесный дракон (мудур) над рекой Маномой» (Дракон, который «избрал» С.З. Ходжер для связи между «духовным» и материальным мирами.
Вырезки из бумаги:
- Вырезка «Девушка-птица с ожерельем» из сказки-видения С.З. Ходжер «Девушка-птица».
- Вырезка «Бабочка на цветке».
- Вырезка «Молодой дракон (мудур) парит над деревьями на противоположном от села Нижняя Манома берегу реки Маномы и рассматривает бабочку на ветке дерева».
- Вырезка «Птица Коори (шаманская птица) «вальсирующая» в небе» из видения-сна С.З. Ходжер, явившегося ей в преддверии сказки-видения С.З. Ходжер «Девушка-птица».
- Вырезка «Девушка с ожерельем с двумя древами: цветущим и отцветшим – мистический образ, способствующий непрерывности возобновляемого природного цикла» из сказки-видения С.З. Ходжер «Девушка-птица».
- Вырезка «Верхняя часть ожерелья сэлчэ (сэлкэ) из сказки-видения С.З. Ходжер «Девушка-птица».
- Вырезка «Нижняя часть ожерелья сэлчэ (сэлкэ) из сказки-видения С.З. Ходжер «Девушка-птица».
- Вырезка «Лебедь, как символ водной стихии, в обрамлении (под охраной) водных драконов (пуймуров), расположенных по краям от водного Древа жизни, соединяющего подводный «духовный » и материальный миры».
Вырезки из бересты:
- Вырезка «Герб рода Оненко» (о нём С.З. Ходжер узнала от своей знакомой Любови Александровны Одзял. Любовь Александровна объяснила Светлане Зарасьевне, что этот герб означает «запасной лук со стрелой»; информация, очевидно, взята из литературы).
- Вырезка «Взрослый водный дракон пуймур-мама с только что родившимся пуймуром-ребёнком».
Картины-иллюстрации к сказкам-видениям С.З. Ходжер (масло на холсте):
- Картина «Мэргэн находит девушку-цветок» из сказки-видения С.З. Ходжер «Девушка-цветок».
- Картина «Юноша-Калуга встречает на берегу девушку» из сказки-видения С.З. Ходжер «Девушка и Калуга».
- Картина «Девушка в лодке рыбаков, вытащенная ими сетями из воды, указывает на Калугу (юношу), плавающего рядом с лодкой; сейчас девушка выпрыгнет из лодки и вернётся в водную стихию к своему мистическому мужу-Калуге» из сказки-видения С.З. Ходжер «Девушка и Калуга».
- Картина «Девушка и конь Сиун (Солнце) на сопке у села Нижняя Манома; конь Сиун возвратился к девушке на её зов, вырвавшись из заточения» из сказки-видения С.З. Ходжер «Конь-Сиун (Конь-Солнце)».
- Картина «Шаманка указывает старухе на мэргэна, который один способен спасти её приёмную дочь» из сказки-видения С.З. Ходжер «Сказка о появлении Амура, рек и озёр в районе Сихотэ-Алиня».
- Картина «Шаманка-воин охраняет свою территорию от посягательств непрошенных мистических сил; она всегда на стороже; в руках шаманки-воина «последний лук со стрелой» - символ творчества С.З. Ходжер - последнего шаманского мистического средства борьбы со злом».
https://life-on-earth.ru/dalnij-vostok-rossii/tvorchestvo-s-z-khodzher-raboty-peredannye-v-iea-ran#sigProIddb5027b0ba
Подробные описания работ готовятся к публикации. В материале сайта "Сказки С.З. Ходжер" уже опубликованы многие из этих работ с подробным описанием. Перейти к материалу