Светлана Зарасьевна Ходжер (девичья фамилия - Оненко, нанайское имя Сиби)
Одухотворенный человек, художница-мистик, поэтесса, сказительница из села Нижняя Манома (Нанайский район, Хабаровский край) Посмотреть место в Google Планета Земля
Светлана Зарасьевна Ходжер - художница-мистик, поэтесса, сказительница, носитель «живого» нанайского языка из села Нижняя Манома (Нанайский район, Хабаровский край). Её духовный мир и искусство настолько же глубоко традиционны по своей сути, как творчество традиционных шаманов прошлых лет, создававших орнаменты на одежде и предметах шаманской практики, отличавшиеся яркой индивидуальностью, навеянной особыми информационными потоками. Светлана Зарасьевна занимается традиционными видами нанайского искусства: вышивкой цветными нитками на ткани и вырезкой узоров из бумаги (в прошлом нанайцы вырезали узоры из бересты), а с некоторого времени в качестве творческого эксперимента пишет картины маслом.
Светлана Зарасьевна продолжает художественные, сказительские и духовные традиции своей мамы – Анны Денисовны Оненко – известной художницы и сказительницы-мистика, и бабушки, которая по семейному преданию была шаманкой. Наиболее важные с точки зрения С.З. Ходжер работы она создаёт в состоянии близком к творческой одержимости, ощущая необходимость выполнить определённую миссию, которая должна принести благо как ей самой, так и окружающим людям. Нередко творческий процесс сопровождается музыкальными импровизациями, внутренним ощущением красивых мелодий, сочетающихся с пластикой узоров и красками. Эти мелодии забываются сразу по окончании работы.
Мироощущение мамы Светланы Зарасьевны - Анны Денисовны Оненко, отличалось таким же мистицизмом, как и мироощущение её дочери. Об этом говорят рукописи сказок А.Д. Оненко и рисунки к ним, сохранившиеся в архиве известной исследовательницы культуры народов Приамурья, Сахалина и Севера, писательницы Алины Яковлевны Чадаевой, лично знавшей Анну Денисовну. Алина Яковлевна Чадаева, долгое время жившая в Хабаровском крае, пребывая в среде нанайцев, сохранявших традиционное мироощущение, как никто другой, проникла в метафизику этого мироощущения.
Творчество С.З. Ходжер и некоторых других нанайских художников может рассматриваться как особая форма шаманской (неошаманской) практики, проявившаяся в условиях современного мира, когда традиционный шаманизм ушёл в прошлое.
С конца сентября 2018 г. по начало марта 2019 г. Светлана Зарасьевна Ходжер по приглашению проекта life-on-earth.ru находилась в Москве, чтобы познакомиться с Алиной Яковлевной Чадаевой и посмотреть работы (вышивки, иллюстрации к сказкам) Анны Денисовны Оненко, хранящиеся в Государственном Музее Востока и у Алины Яковлевны.
В Москве С.В. Ходжер осуществила свои давние сокровенные планы. Дело в том, что Светлана Зарасьевна в детстве обучилась работать с масляными красками у русской художницы, приехавшей в гости (на этюды) к Анне Денисовне Оненко. Светлана Зарасьевна давно мечтала изобразить на холсте свои мистические сны и видения, некоторые из которых она запомнила и рассказывала в форме сказок (смотрите видеозаписи сказок С.З. Ходжер в конце материала). Однако в нанайском районе и даже в Хабаровске она не имела возможности приобрести масляные краски и холсты. Проект life-on-earth.ru предоставил всё это С.З. Ходжер в Москве и в течение нескольких месяцев в состоянии творческой одержимости она создала более десятка картин. Выставленные в определённом порядке эти картины отражают духовный (шаманский) путь Светланы Зарасьевны с детства и до настоящего времени.
Фото из архива экспедиций проекта life-on-earth.ru в Хабаровский край 2013, 2015 годов:
- С.З. Ходжер и участники экспедиции на реке Манома;
- Первый халат, сшитый С.З. Ходжер с узорами, отличающимися яркой индивидуальностью (в рамках традиций) и особым мистицизмом, - главный оберег Светланы Зарасьевны (рассказ о халате смотрите в видеозаписи 2015 г. ниже).
Светлана Зарасьевна Ходжер рассказывает о своем творчестве у себя дома в селе Нижняя Манома (Хабаровский край) Посмотреть место в Google Планета Земля. Июнь 2015
Искусство Светланы Зарасьевны Ходжер (Оненко) является развитием мистических традиций нанайского искусства. Будучи одухотворенным человеком она обладает даром буквального (аудио-визуального) и весьма практического (с реализацией конкретных целей) общения с духовным миром, миром предков, миром ушедших традиционных шаманов. Сложно оценить источники потоков информации, воспринимаемых ею (они, вероятно, по большей части внутренние и биографичные, но нельзя исключать возможности и внешних источников информации). В искусстве Светланы Зарасьевны эти информационные потоки обретают визуальное воплощение, возможно, в закодированном виде. Источником многих образов являются предки Светланы Зарасьевны, например, её бабушка или мама, которые руководят ею, предлагают воплотить в жизнь конкретный образ, показывают его ей. Воплощенные в её работах образы служат ей, а через неё, возможно, и окружающим людям, защитой, оберегами. Вероятно, поэтому Светлана Зарасьевна очень редко расстается с теми работами, которые наполнены, по её собственным ощущениям, мистическим смыслом, над которыми она работала, совершая своего рода ритуал, священнодействие. Именно такие работы вызывают особый интерес коллекционеров, предлагающих, порой, за них значительные суммы денег и удивляющихся отказу Светланы Зарасьевны (живущей весьма скромно) их продать.
Анна Денисовна Оненко - известная художница-мистик, сказительница из села Верхний Нерген (Нанайский район, Хабаровский край (посмотреть место в Google Планета Земля) - мама Светланы Зарасьевны Ходжер (Оненко)
Восстановленные Светланой Зарасьевной узоры её мамы Анны Денисовны Оненко и бабушки
Мир драконов. Ковёр, композиция которого составлена С.З. Ходжер из восстановленных и вышитых узоров её мамы А.Д. Оненко. В период, когда Светлана Зарасьевна работала над восстановлением этих узоров, сохранившихся в виде вырезок из бумаги (трафаретов) фрагментарно, она как-то увидела сон, в котором её мама показала ей весь ковёр целиком, расстелив его на столе.
(В настоящее время работа находится в собрании Музея изобразительных искусств Комсомольска-на-Амуре (сайт музея)
Собственные образы Светланы Зарасьевны и образы, комбинированные с узорами её мамы Анны Денисовны Оненко.
Важно учитывать, что работы С.З. Ходжер, созданные в традиционном стиле, отличаются при этом яркой индивидуальностью, т.к. воплощённые в них образы не являются ни предметом копирования узоров прошлых лет (за исключением особых случаев интуитивного и лаконичного вплетения маминых узоров в свои собственные или наоборот), ни предметом тщательного обдумывания. Эти работы отражают внутренние ощущения художницы, её абстрактную связь с духовном миром, в которой, возможно, присутствует влияние и внешних информационных потоков.
Бабочки слетаются к луже на дорожке, вдоль которой растут цветы. Бабочки, цветы и вода - символы жизни у нанайцев. Композиция (ощущения) С.З. Ходжер. Комбинация собственных образов С.З. Ходжер и узоров её мамы А.Д. Оненко.
(В настоящее время работа находится в собрании Музея изобразительных искусств Комсомольска-на-Амуре (сайт музея).
Весенний рассвет - весенний расцвет природы. Собственный образ (ощущения) С.З. Ходжер. Работа выполнена в мае 2013 г.
(В настоящее время работа находится в собрании Музея изобразительных искусств Комсомольска-на-Амуре (сайт музея)
Беседа со Светланой Зарасьевной Ходжер о переходе от условно первого к условно второму этапу её творчества. Первый этап начался, когда С.З. Ходжер обнаружила коробку с вырезками её мамы, и почувствовала необходимость их восстановить ("пропустить их через себя") и завершился, когда она воплотила эти вырезки в вышивки и передала (безвозмездно) эти работы в Музей изобразительных искусств Комсомольска-на-Амуре в качестве дополнения к хранящимся там (в фондах) работам её мамы Анны Денисовны Оненко. Осуществив эту миссию, она в ночь после открытия выставки с участием её работ в Музее (ссылка на фото- и видео-репортаж о выставке смотрите здесь) обратилась в своих мыслях к маме Анне Денисовне с вопросом, что делать дальше. В туже ночь она автоматически (неосознанно) выполнила новый оригинальный узор и вырезала его из бумаги (смотрите две фотографии с вырезкой из белой бумаги на голубовато-сером фоне в разделе выше). Так начался следующий этап её творчества - создание образов, отражающих её собственный духовный (шаманский) путь, в преддверии которого (или на пути к которому) она находилась ранее. Однако и в новых работах Светлана Зарасьевна чувствовала иногда необходимость соединять свои собственные орнаментальные образы с узорами своей мамы. С. З. Ходжер и раньше создавала свои собственные художественные образы или комбинировала их с мамиными, однако той ночью после передачи своих работ в музей она почувствовала, что начался новый этап её жизни.
Беседа состоялась в Москве в октябре 2018 г.
Весенняя свадьба драконов (вырезка из бумаги). Собственный образ С.З. Ходжер. Работа выполнена в г. Хабаровск в марте 2018 г.
Образы, отразившие ощущения Светланы Зарасьевны от природы Приамурья, когда в 2015 году она приняла участие в экспедиции проекта life-on-earth.ru по Хабаровскому краю.
* * *
Светлана Зарасьевна Ходжер глубоко чувствует потоки информации, исходящие от работ других художников мистического направления. Во время нашей экспедиции 2015 г. посетив вместе с нами замечательную художницу Наталью Дигор в селе Кондон, Светлана Зарасьевна ощутила информационные потоки, исходящее от работ Натальи (либо от неё самой), а также от священной для местных нанайцев сопки-дракона, расположенной как раз напротив дома Натальи Дигор (на противоположном берегу реки Девятка). Она определила существенное различие в информационных потоках, исходящих от тех или иных работ Натальи Дигор, особенно сильных в случае "портретов шаманов". Некоторое время спустя, уже вернувшись домой в Нижнюю Маному, Светлана Зарасьевна вынуждена была прибегнуть к помощи духовного мира своих предков и связанного с ними шамана, некогда практиковавшего в давно оставленном людьми нанайском стойбище на реке Маноме, чтобы сбалансировать свое психологическое состояние, поколебленное информационными потоками в Кондоне. Замечу, что бабушка Светланы Зарасьевны была шаманкой. Среди предков Натальи Дигор также были сильные шаманы, память о которых хранят семейные предания. Вероятно, признаки, определяющие способность воспринимать и взаимодействовать с информационными потоками, недоступными для восприятия (осознания) среднестатистическим человеком, должны передаваться естественным путем по наследству (генетически).
Ознакомиться с материалом о творчестве Н.М. Дигор
Ознакомиться с материалом "Шаманизм и неошаманизм у нанайцев и др. народов Приамурья"
Мироощущение мамы Светланы Зарасьевны - известной нанайской художницы и сказительницы Анны Денисовны Оненко, отличалось таким же мистицизмом, как и мироощущение её дочери. Об этом говорят рукописи сказок А.Д. Оненко и рисунки к ним, сохранившиеся в архиве известной исследовательницы культуры народов Приамурья, Сахалина и Севера Алины Яковлевны Чадаевой, лично знавшей Анну Денисовну. В настоящее время мы вместе с Алиной Яковлевной работаем над этими материалами.
Приведу также цитату из статьи хабаровского искусствоведа Людмилы Петровны Тарвид, также лично знавшей Анну Денисовну (статья «Подари мне халат голубой» опубликована в интернет-версии общественно-политической газеты «Тихоокеанская звезда» от 28.11.2007 г. Перейти к соответствующей интернет-странице газеты:
«Кладезем разных историй была и Анна Денисовна Оненко. Слушать ее было одно удовольствие. Запомнился мне рассказ о семье, где жена была крупная, сильная, а муж - как воробей. Однажды она взяла муженька под мышку, который «брыкался и сверкался», потому что пятки были голые.
Но самыми запоминающимися были разговоры на ночь. Таких мистических описаний снов я никогда ни у кого больше не слышала. Оненко могла запросто общаться с духами. Этот мир ей был ближе, чем реальный. Это теперь, когда прочитано столько о шаманах, меня не слишком удивляет ход ее мыслей. А тогда каково было услышать, что духи сидят на поляне за Нергеном. Не знаю, как договорилась с духами Анна Денисовна, но умирала она тяжело, а мастерицей была если не великой, то талантливой».
Примечание: Нерген – село на берегу Амура, где жила А.Д. Оненко, и где в детстве жила С.З. Ходжер.
В конце сентября 2018 г. Светлана Зарасьевна Ходжер по приглашению проекта life-on-earth.ru приехала в Москву, чтобы познакомиться с Алиной Яковлевной Чадаевой и посмотреть работы (вышивки, иллюстрации к сказкам) Анны Денисовны Оненко, хранящиеся в Государственном Музее Востока и у Алины Яковлевны.
4 октября 2018 г. на семинаре «Феномен шаманизма и «человек творящий»: психофизиология, культура, идеология», организованном Центром медицинской антропологии Института этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук (заведующая Центром - д.и.н. Валентина Ивановна Харитонова), Светлана Зарасьевна познакомилась со специалистами, обладающими опытом исследования различных аспектов шаманизма. Эта встреча помогла нам лучше понять истоки творчества С.З. Ходжер. Подробнее о семинаре смотрите информацию на сайте Института этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая РАН или на странице "Медицинская антропология в России" в Facebook
19.10.2018 г. в Московском лектории Русского географического общества (РГО) по инициативе Проекта life-on-earth.ru состоялась лекция "Шаманские аспекты в творчестве нанайских художников", на которой Алина Яковлевна Чадаева рассказала о творчестве Анны Денисовны Оненко, о духовном мире нанайцев и некоторых его параллелях с духовными символами, отражёнными в Библии, а Светлана Зарасьевна Ходжер рассказала о своём творчестве. Перейти к видеозаписи лекции на сайте РГО
Проект life-on-earth.ru в силу своих возможностей постарался создать благоприятные условия для творческой деятельности Светланы Зарасьевны Ходжер в Москве. В частности, здесь она смогла реализовать некоторые из своих давних замыслов, а также новые образы в вышивке, вырезке и в масле, доступа к которому у Светланы Зарасьевны в Хабаровском крае не было. С масляными красками Светлана Зарасьевна научилась работать ещё в детстве у русской художницы, гостившей у её мамы в Нергене. Теперь Светлана Зарасьевна реализовала в масле на холсте сюжеты к некоторым своим сказкам, образ дочери Тэму (духа воды), спасающей лотосы из пересыхающего во время засухи озера, и многие другие образы, увиденные Светланой Зарасьевной во сне и наяву (в медитативном состоянии). Образ дочери Тэму являлся Светлане Зарасьевне в Нижней Маноме на берегу реки Маномы. В течение нескольких месяцев в состоянии творческой одержимости она создала более десятка картин. Выставленные в определённом порядке эти картины отражают духовный (шаманский) путь Светланы Зарасьевны с детства и до настоящего времени. В картинах С.З. Ходжер отражается её связь с водной стихией - источником жизни, и духовное продвижение к высшей метафизической сущности - божеству-создателю (у нанайцев - Эндурни, а в христианской концепции, с которой Светлана Зарасьевна познакомилась в нанайском районе, несколько лет посещая проповеди пятидесятников в районном центре Троицкое - бог-отец и Иисус, как его воплощение на Земле). Интересно, что идея самостоятельно поработать с масляными красками возникла в Москве относительно спонтанно (ранее Светлана Зарасьевна надеялась договориться с каким-нибудь профессиональным художником о воплощении её образов на холсте по её рассказам). Преддверием картин, написанных маслом, стали несколько образов, отражающих водную стихию, выполненных художницей в виде вышивок в Москве. Эти вышивки лаконично вписываются в цепочку сюжетов, изображенных на картинах, и, как по форме, так и по содержанию, связаны с первым узором Светланы Зарасьевны, выполненных ею по завершении первого этапа её творчества: восстановлению (в виде вышивок) узоров, оставленных её мамой в виде вырезок из бумаги. Этот этап начался, когда С.З. Ходжер обнаружила коробку с вырезками её мамы, и почувствовала необходимость их восстановить ("пропустить их через себя") и завершился, когда она воплотила эти вырезки в вышивки и передала (безвозмездно) эти работы в Музей изобразительных искусств Комсомольска-на-Амуре в качестве дополнения к хранящимся там (в фондах) работам её мамы Анны Денисовны Оненко. Осуществив эту миссию, она в ночь после открытия выставки с участием её работ в Музее (ссылка на фоторепортаж о выставке смотрите здесь) обратилась в своих мыслях к маме с вопросом, что делать дальше. В туже ночь она автоматически (неосознанно) выполнила новый оригинальный узор и вырезала его из бумаги. Так начался следующий этап её творчества - создание образов, отражающих её собственный духовный (шаманский) путь, в преддверии которого (или на пути к которому) она находилась ранее. Закончится ли этот путь собственно шаманскими практиками, которые Светлана Зарасьевна изредка осуществляет и сейчас, покажет время. Следует отметить, что создаваемые художницей предметы искусства (вышивки, вырезки и картины), являясь по её ощущениям предметами-посредниками между духовным и материальным миром, оказывающими благоприятное воздействие на неё саму и на окружающих, вполне можно рассматривать, как аналоги сэвэнов - ритуальных предметов (главным образом, резных фигурок, вместилищ различных духов), использовавшихся народами Приамурья в ритуальных целях при общении с духовным миром, обращении к обитающим в нём сущностям. Эта традиция окончательно ушла в прошлое в начале XXI века, как и традиционная шаманская практика, однако, благодаря таким людям, как Светлана Зарасьевна Ходжер, вероятно, имеет естественное продолжение в новых формах, создаваемых ею интуитивно. Это, по сути, не делает эти новые формы менее значимыми для развития духовной культуры нанайцев, т.к. традиционная духовная культура и в прошлом развивалась, вероятно, благодаря интуиции подобных людей, обладающих естественным творческим потенциалом, обусловленным способностью глубокого погружения в собственный духовный мир (в собственную психику), что в свою очередь давало им возможность на определённом этапе погружения выйти на внешние источники информации (если такой выход в принципе возможен; выяснение этого вопроса требует дальнейших междисциплинарных исследований*).
* Источниками внешних информационных потоков могут быть люди и другие объекты живой природы. Многообразное и сложное информационное поле исходит от ландшафта в целом. Однако, несмотря на потенциальную возможность воспринимать гораздо большие объемы информации, человеческий мозг (равно как и мозг животных), как наиболее энергозатратная система организма, ограничивается самой насущной сенсорикой (насущность для того или иного живого существа выявляется в процессе эволюции), ради экономии энергии и недопущения истощения организма. Если отдельным людям их мозг позволяет воспринимать (ощущать) внешнюю информацию в большем диапазоне или в более сложной модуляции (если это, действительно, возможно), то их можно назвать экстрасенсами. И даже в этом случае грань между глубоким погружением в собственную психику и выходом на внешние источники информации определить довольно сложно. В тоже время экстрасенсорикой можно назвать и врожденную способность глубокого погружения в собственную психику, т.к. и эта способность у среднестатистического человеческого индивида ограничена (очевидно, также с целью экономии энергии на деятельность мозга), и, чтобы её активировать, обычному человеку приходится прибегать, либо к психоактивным веществам, либо к физическим и психологическим упражнениям, либо к сочетанию первого, второго и третьего. С культурологической точки зрения "экстрасенсы" получают выход в "духовный мир".
Некоторые аспекты информационных потоков, исходящих от человека, освещены в исследованиях Института радиотехники и электроники им. В.А. Котельникова РАН (сайт института):
1. С 1981 г. в Институте радиотехники и электроники АН СССР проводились исследования физических полей биологических объектов с целью создания дистанционных невоздействующих методов медицинской диагностики. Журнал «Вестник Академии наук СССР» (1983, № 8). Интервью корреспондента журнала А.И.Козловой с руководителем этих исследований - заместителем директора института, членом-корреспондентом АН CCCР Юрием Васильевичем Гуляевым (ныне Ю.В. Гуляев - научный руководитель Института радиотехники и электроники им. В.А. Котельникова РАН) и заведующим лабораторией радиоэлектронных методов исследования биологических объектов, доктором физико-математических наук Эдуардом Эммануиловичем Годиком (в настоящее время Э.Э. Годик живет и работает в США консультантом по инновационным технологиям (в частности: консультант «Concord Venture,LLC.», «Amplification Technologies, Inc.», «MetTech, Inc.» (2001-2009), консультант «DOBI medical system» (1999-2001), президент и научный директор «Dynamics Imaging, Inc.» (1993-1999). Читайте статью здесь
2. Стенограмма телевизионной программы (интервью) Александра Гордона с профессором Юрием Васильевичем Гуляевым и профессором Эдуардом Эммануиловичем Годиком о физических полях человека на сайте Новосибирского отделения Русского географического общества. Читайте здесь
3. Передача "Очевидное - невероятное". Беседа Сергея Петровича Капицы с Юрием Васильевичем Гуляевым о внешних полях человека, опубликованная в YouTube на канале BioInternet
Работы С.З. Ходжер, созданные в Москве в ноябре-декабре 2018 г. - январе 2019 г.
Дочь Тэму (духа воды), спасающая лотосы из пересыхающего во время засухи озера (масло на холсте)
Сюжет из сказки С.З. Ходжер о голубике (масло на холсте, карандашный эскиз)
Ниже в разделе "Сказки Светланы Зарасьевны Ходжер" смотрите видео, где Светлана Зарасьевна рассказывает эту сказку
Светлана Зарасьевна - редкий человек, которому довелось два раза в жизни практически вплотную встретиться с тигром в Приамурской тайге. А тигр - самое почитаемое у нанайцев животное.
Смотрите видео, где Светлана Зарасьевна показывает нам с Колей Черняком эскиз картины и рассказывает о своих встречах с тигром (ноябрь 2018г.):
Паук-крестовик, ночные бабочки (Павлиноглазка Артемида (Actias artemis), цветы (вышивка); это образы, окружающие дом Светланы Зарасьевны в Нижней Маноме. С пауком-крестовиком Светлана Зарасьевна беседовала, просила его не преграждать паутиной дорожки в её саду. Бабочки и цветы - очень благоприятные символы у нанайцев, символы жизни.
Рыба-дракон (вышивка); образ обусловлен нанайской культурой и духовным миром автора, однако поводом к его созданию послужила рыба-крылатка (Pterois volitans), которую Светлана Зарасьевна наблюдала в одном из наших морских аквариумов
Рыба-дракон (вырезка из бумаги-трафарет, который обшивается нитками на ткани или, наклеенный на бумагу, становится сам по себе законченной работой)
Птицы - образы, связанные с музыкой собственного духовного мира Светланы Зарасьевны (вырезка из бумаги)
Сова - символ шамана-покровителя; образ, созданный для приведения в равновесие собственной энергетики, нарушенной в ходе проникновения в духовный мир другого художника-медиума через знакомство с его картинами (вырезка из бумаги)
Драконы, окружённые лотосами с сидящими на них бабочками (вырезка из бумаги) - все эти образы исключительно благоприятны у нанайцев
Сюжет из сказки С.З. Ходжер о камне и берёзе (масло на холсте, карандашный эскиз)
Ниже в разделе "Сказки Светланы Зарасьевны Ходжер" смотрите видео, где Светлана Зарасьевна рассказывает эту сказку
Работая над эскизом этой картины Светлана Зарасьевна ощутила возможность продолжить сюжет сказки о камне и берёзе в благоприятную сторону. В картине изображен добрый женский дух с луком, грозящий острой магической стрелой злому духу в виде птицы, одетой в халат. При этом девушке-берёзе вновь возвращается её человеческий облик.
Сюжет из сказки С.З. Ходжер о калуге (масло на холсте, карандашный эскиз)
Ниже в разделе "Сказки Светланы Зарасьевны Ходжер" смотрите видео, где Светлана Зарасьевна рассказывает эту сказку
Покровительница животного мира, недавно вставшая на шаманский путь и помогающая ей на этом пути шаманская птица-дракон Кори, способная переносить шаманов в потусторонний мир (масло на холсте). Образ женщины, связанной с миром природы и идущей шаманским путём, Светлана Зарасьевна ассоциирует с собой (фактически, это её духовная сущность). Несколько лет назад в Нижней Маноме Светлане Зарасьевне явился образ дракона, летевшего в небе. Он направил на неё струю энергии, подобной электрическому току, после чего Светлана Зарасьевна услышала за спиной голоса людей, говоривших, что дракон её избрал. Дракон - пожалуй, главный благоприятный и обережный образ у нанайцев. Быть его духовной избранницей - большая честь и большая ответственность. После этого случая Светлана Зарасьевна почувствовала прилив энергии. Она считает, что с этого момента духовный мир стал ей ещё более близок.
Образ бабочки на халате героини (очень благоприятный для нанайцев) говорит о жизнеутверждающем начале в её духовной деятельности.
Образы этой очень знаменательной картины, которую можно назвать определённой вехой в духовной деятельности Светланы Зарасьевны, пришли ей в новогоднюю ночь с 31 декабря 2018 г. на 1 января 2019 г. Встретив Новый 2019 год вместе с нашей командой, Светлана Зарасьевна отправилась к себе и сразу же ночью нарисовала карандашный эскиз, который перенесла на холст и выполнила в масле в первые дни января.
Вместе с образами этой картины Светлане Зарасьевне пришли слова:
Господь, подари мне Золотой ключ!
Что Ты приготовил мне на этот год?!
И открою я Двери,
И Что я за Дверями увижу?!
В связи с этой картиной у нас со Светланой Зарасьевной состоялся очень важный разговор, в котором она рассказала о самой картине и об ответственности человека, наделённого шаманским даром (январь 2019 г.):
О сказках и творчестве Светланы Зарасьевны Ходжер
Во вступительной статье к книге (сборнику сказок) «Нанайские сказки» известная исследовательница шаманизма нанайцев Татьяна Диомидовна Булгакова пишет о том, что у нанайцев существовали своеобразные сказки "нингман", в которых сказитель рассказывает о том, что случилось в мире духовном с ним самим.
Раиса Алексеевна Бельды, Татьяна Диомидовна Булгакова. Нанайские сказки.
Фонд культуры народов Сибири. Kulturstiftung Sibirien. SEC Siberian Ecologiesand Cultures Publications 2012
Фрагмент вступительной статьи Татьяны Диомидовны Булгаковой
www.kulturstiftung-sibirien.de/bibliothek_R.html
Скачать книгу в pdf с сайта www.siberian-studies.org
Нанайцы различают два основных жанра повествовательного фольклора: нингман и тэлунгу, что переводится обычно соответственно как сказка (или миф) и предание (или легенда). Как нингман, так и тэлунгу считаются достоверными повествованиями. Различие этих жанров обусловлено позицией наблюдателя по отношению к совершающимся событиям. Если рассказчик представлен сторонним наблюдателем событий, имевших, по его мнению, истоки в мире духовном, он повествует лишь о том, как эти события проявились в материальном мире. В таком случае это тэлунгу. Если же он рассказывает о том, что случилось в мире духовном с ним самим и повествует о внутренних, духовных проявлениях тех же событий, такое повествование является нингманом.
Сказители разделяют нингманы на нингманы-мифы, на нингманы (сказки) о шаманских дорогах (дёргил нингмани) и на короткие сказки (хуруми нингман). Сказки дёргил нингмани названы здесь «дорогами», потому что дёргилами называются шаманские дороги, пролегающие по территориям духовного мира, по которым шаманы ходят в своих сновидениях или во время камланий.
Способ исполнения этих сказок-дорог напоминает исполнение шаманских камланий, особенно тех из них, которые представляют собой путешествие шамана в мир духов. Как и камлания, такие сказки исполнялись в темноте, а если днем, то при занавешенных окнах. Традиционно они были насыщенны песенными вставками, интонирование которых напоминало шаманское пение. Ко времени собирания материалов для данного сборника (1980-2006 гг.) такая манера была практически утрачена…
* * *
Светлана Зарасьевна Ходжер никогда не сочиняет свои сказки, они время от времени приходят к ней во сне или полусне (вероятно, в изменённом сотоянии сознания), многие забываются. Поэтому у неё не много сказок, которые она запомнила и рассказала нам. Вероятнее всего, сказки Светланы Зарасьевны Ходжер являются, также как и её изобразительные работы, отражением её духовного мира, её шаманского пути в духовном мире. В них отражается степень восприятия окружающих Светлану Зарасьевну потоков информации и степень умения работать с ними. Поскольку выразить ощущаемые Светланой Зарасьевной информационные потоки (ощущения) инструментарием интеллекта, невозможно, она неосознанно разрабатывает иносказательные символические формы (азбуку) в виде визуальных образов (узоры, картины), а также словесных - сказок, которые, на мой взгляд, вполне подходят под своеобразную категорию сказок "нингман", в которых сказитель ощущает себя участником событий духовного мира, а иногда и сказок о шаманских дорогах (дёргил нингмани), безусловно, отличающуюся по форме от прежней нанайской традиционной культуры, но в то же время по сути являющуюся продолжением духовных традиций нанайцев, тем более, что Светлана Зарасьевна сформировалась, как личность, в относительно традиционном обществе нанайского села Верхний Нерген (смотрите место в Google Планета Земля) в 1970-х - 1980-х годов. Причём вопрос восприятия внутренних и внешних информационных потоков в изменённом сотоянии сознания, будучи сферой физиологических и физических исследований, этнологической проблемой является только по форме, и форма эта отчасти зависит от культурной и социальной среды, в которой человек вырос и в которой живет в настоящее время, а также от окружавшего и окружающего его в настоящее время природного ландшафта. Отчасти, поскольку тонкое (гораздо более сложное, чем у среднестатистического человеческого индивида) восприятие действительности людьми, живущими (от рождения, в силу своеобразной физиологии головного мозга) "в двух мирах" - попеременно в обычном и изменённом сотояниях сознания - не позволяет им слепо следовать злободневной конъюнктуре, требует от них абсолютной откровенности и честности перед самими собой в их духовной и творческой деятельности. Если такой человек изменяет сам себе, он временно утрачивает способность творить в высшем смысле этого слова.
С некоторых пор Светлана Зарасьевна ощущает потребность не только рассказать пришедшие к ней сказки, но и визуализировать их в эскизах, а затем и в картинах, причем написанных именно маслянными красками. Сам процесс импровизации при подборе палитры, нанесения красок на холст происходит всегда в состоянии отрешенности и беспредельного счастья, нередко в сопровождении внутренней музыки, которую Светлана Зарасьевна начинает слышать, когда наносит краски кистью на поверхность будущей картины.
Важно отметить, что эти же особенности прослеживаются в творчестве, в частности, в сказках Анны Денисовны Оненко, мамы Светланы Зарасьевны, которая, судя по воспоминаниям знавших её людей, обладала даром погружаться в изменённое сотстояние сознания. Сказки Анны Денисовны Оненко также напоминают некий путь в духовном мире (смотрите материал: "Вселенная нанайских сказителей. А.Я. Чадаева").
Сказки Светланы Зарасьевны Ходжер
Сказка о калуге
Светлана Зарасьевна рассказала нам эту сказку в июне 2015 г. на нанайском и русском языках на берегу озера Болонь (Хабаровский край)
Посмотреть место съемки в Google Планета Земля
Посмотреть озеро Болонь в Google Планета Земля
Сказка о голубике
Светлана Зарасьевна рассказала нам эту сказку в июне 2015 г. на нанайском и русском языках на берегу озера Болонь (Хабаровский край)
Посмотреть место съемки в Google Планета Земля
Посмотреть озеро Болонь в Google Планета Земля
Сказка о старушке, ставшей лягушкой
Светлана Зарасьевна рассказала мне эту сказку в июне 2009 г. на русском языке в окр. села Нижняя Манома (Хабаровский край)
Посмотреть место в Google Планета Земля
Сказка о камне и берёзе
Светлана Зарасьевна рассказала мне эту сказку в июне 2009 г. на русском языке в окр. села Нижняя Манома (Хабаровский край)
Посмотреть место в Google Планета Земля
Сказка о черном озере
Светлана Зарасьевна рассказала мне эту сказку в июне 2009 г. на русском языке на берегу реки Манома в селе Нижняя Манома (Хабаровский край)
Посмотреть место в Google Планета Земля