Город Юрьев-Польский
Владимирская область
Посмотреть место в Яндекс.Карты
Посмотреть место в Google Планета Земля
Юрьев-Польский ("польский" - от слова "поле") основан в XII веке Юрием (Георгием) Владимировичем Долгоруким (Юрий - русский фонетический вариант имени Георгий, Долгорукий - прозвище) и расположен в Ополье (Суздальском Ополье) - историческом районе древнего земледелия Северо-Восточной Руси в Волго-Окском междуречье, одном из очагов древнерусской культуры с несколькими сотнями селений (некоторые из которых были весьма обширны и богаты), имевшим до прихода древнерусского населения «финскую предысторию», на что, в частности, указывают археологические находки Института археологии РАН: Новости Института археологии РАН - Археологические жемчужины 2021 г.: клады из Суздаля и Старой Рязани:
Данные археологии указывают на то, что заселение этого края древнерусским населением происходило в IX - XII веках, было спонтанным, а государственная (княжеская) организация пришла сюда вслед за земледельцами. Многочисленные фрагменты амфор из черноморского региона говорят о межрегиональных торговых контактах.
Об археологии этого края рассказывают сотрудники Института археологии Российской академии наук в документальном фильме "Воскрешая забытую историю Руси", опубликованном на Youtube канале Института археологии РАН. Вот предисловие к этому фильму: "Об этом не писали в древнерусских летописях, этой информации пока нет в школьных учебниках. Лишь недавно, благодаря открытиям Института археологии РАН, мы начали понимать, как формировалась Северо-Восточная Русь и как происходило заселение владимирских и суздальских земель славянами в IX – XII веках. Есть расхожее представление, что славяне переселялись в земли Волго-Окского междуречья, спасаясь в густых лесах от врагов. Но, как показали археологические исследования, уже в XII веке, еще до монгольского нашествия Суздальское Ополье было густонаселённым земледельческим регионом: здесь были сведены леса и территорию покрывала сеть больших посёлков, некоторые из которых по размеру соперничали с Суздалем и Владимиром. Некоторые из этих сел с тысячелетней историей существуют и до сегодняшнего дня. О том, какими были эти места в домонгольское время, и как эту информацию получают археологии - наш фильм".
Георгиевский собор XIII века в Юрьеве-Польском
Посмотреть место в Яндекс.Карты
Помотреть место в Google Планета Земля
Стены белокаменного Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, возведённого в XIII веке при князе Святославе Всеволодовиче (сыне Всеволода Юрьевича по прозвищу "Большое Гнездо", внуке Юрия (Георгия) Владимировича Долгорукого - основателя Юрьева-Польского (Юрий - русский фонетический вариант имени Георгий), правнуке Владимира Всеволодовича Мономаха) покрыты богатейшим по насыщенности и разнообразию, искусно вырезанным орнаметом.
Собор, судя по изображению Святого Георгия над северным входом, был посвящен этому святому. В то же время здесь может прослеживаться связь с именем основателя города Юрием (Георгием) Владимировичем Долгоруким.
В крае (Ополье) с таким уровнем развития земледелия (и, вероятно, скотоводства) мировоззрение людей должно было прежде всего определяться комплексом представлений о календарном цикле и плодородии земли и скота, так как от этого плодородия напрямую зависило их важивание и благополучие. Не исключено, что этот богатый мировозренческий комплекс, сочетающий в себе дохристианские и христианские представления, и отражён на стенах Георгиевского собора, а посвящение собора Святому Георгию также связано с земледельческой темой: имя Георгий восходит к древне-греческому "Георгиос" - "земледелец".
Георгиевский собор находится в пределах древнего крепостного (земляного) вала, практически полностью сохранившегося до наших дней Посмотреть место в Яндекс.Карты - Помотреть место в Google Планета Земля
Северный фасад Георгиевского собора
Северный вход
Изображение Святого Георгия над северным входом
https://life-on-earth.ru/evropejskaya-chast-rossii/yurev-polskij-vladimirskaya-obl#sigProIdd8959426f3
Изображения справа от северного входа (справа от изображения Святого Георгия), в частности:
лик христианского святого, встроенный в растительный орнамент;
мифологический лев, с хвостом в виде растения, венчающий древо жизни;
медальоны (справа от правого древа жизни), оплетённые растительным орнаментом с изображением мифологических львов с хвостами в виде растения и с языком в виде растения, либо изо рта которых исходит росток, а также с изображениями полумужчин-полуптиц с пышними хвостами в виде растений, держащих по ростку в каждой руке;
полуколонны с капителями справа от входа, оплетенные растительным орнаментом, или представляющие собой некие мифологические древа.
https://life-on-earth.ru/evropejskaya-chast-rossii/yurev-polskij-vladimirskaya-obl#sigProId5b49e89523
Изображения слева от северного входа (слева от изображения Святого Георгия), в частности:
лик христианского святого, встроенный в растительный орнамент;
фрагмент изображения мифологического льва, венчающего древо жизни (не исключено, что этот фрагмент изначально находился в другом месте, в дугоой композиции и был вставлен в это место для симметрии при восстановлении частично обрушевшейся стены в XV веке);
медальоны (слева от левого древа жизни), оплетённые растительным орнаментом с изображением мифологических львов с хвостами в виде растения и с языком в виде растения, либо изо рта которых исходит росток, а также с изображениями полумужчин-полуптиц с пышними хвостами в виде растений, держащих по ростку в каждой руке.
https://life-on-earth.ru/evropejskaya-chast-rossii/yurev-polskij-vladimirskaya-obl#sigProIdcb5c341444
Изображение слона над капителью (капителью с ликом) слева и выше северного входа,
вставленное в это место, вероятно, произвольно при восстановлении частично обрушевшейся стены в XV веке (возможно, этот камень с изображением слона первоначально находился даже в другой стене; возможно был и второй камень (не сохранившейся) со слоном, направленным в противоположную сторону, и (если второй камень изначально существовал) оба камня составляли некую композицию.
https://life-on-earth.ru/evropejskaya-chast-rossii/yurev-polskij-vladimirskaya-obl#sigProIda8679f3d56
Притвор Георгиевского собора
(западная сторона)
Стена притвора, обращённая на север
с изображением двух древ жизни с разветвлениями. Вероятно, вся стена представляет собой мифологическую композицию, символизирующую непрерывный календарный цикл.
(стена просматривается справа (в сторону Запада) от северного входа)
В основании правого древа изображены две симметрично расположенные мифологические птицы держащие в клювах по непроросшему семени (этого древа?). Верх правого древа увенчан изображением мифологического существа среди растений - полуживотного (с собачьими или кошачьими лапами и многоволосым хвостом)-полумужчины (с головным убором), который в одной руке держит скипетр, а в другой некое животное, напоминающее зайца, направленное вниз. Вероятно, это изображение символизирует календарный "закат" растительной жизни - конец календарного цикла.
В основании левого древа изображены две симметрично расположенные мифологические птицы держащие в клювах по проросшему семени (этого древа?). Верх левого древа увенчан изображением мифологического существа среди растений - полуживотного (с собачьими или кошачьими лапами и многоволосым хвостом)-получмужчины (с головным убором), который в одной руке держит скипетр, а в другой некое животное, напоминающее зайца, направленное вверх. Вероятно, это изображение символизирует календарный "восход" растительной жизни - начало календарного цикла.
Ответвления древ переплетаются в середине, образуя сплошной единый растительный орнамент, что может символизировать непрерывность и взаимосвязь двух основных частей календарного цикла. Создаётся впечатление, что два основных древа подразделяются на четыре (возможно это сделано намеренно, чтобы отразить в орнаменте четыре календарных сезона). Среди переплетений ветвей этих древ изображены птицы, а в ответвлениях у основания изображены мифологические львы с хвостами в виде растения и с языком в виде растения, либо изо рта которых исходит росток.
Образ полуживотного-полумужчины, напоминающий кентавра (китовраса - в русской средневековой литературной традиции), вряд ли относится к этим мифическим существам. Греческие кентавры (полумужчины-полукони) и кентавриды (полуженщины-полулошади), китоврас (полумужчина-полуконь с крыльями) из ветхозаветных преданий, описанных в русской средневековой литературе - скорее образы, олицетворяющие стихийные силы природы, в частности, производительные силы. В данном же случае изображен персонаж с властными полномочиями (на что указывает скипетр), упорядочивающий стихийные силы природы и поддерживающий таким образом последовательность и непрерывность календарного цикла.
https://life-on-earth.ru/evropejskaya-chast-rossii/yurev-polskij-vladimirskaya-obl#sigProId0343312e7b
Композиции образов на стенах собора - чрезвычайно многообразное, богатое мироощущение средневекового русского человека. Трудно сказать было ли это мировозрение преимущественно слоёв общества, стоящих на высоких и высших социальных ступенях, или оно было присуще также и простым земледельцам. Скорее всего это было мироощущение всех русских людей, учитывая, что оно в течение нескольких веков проявлялось в народных календарных и свадебных обрядах и народных преданиях, связанных со многими из этих образов, о чём пойдёт речь ниже. Некоторые из этих обрядов сохранились до XXI века.
Смотрите материалы сайта о некоторых из этих обрядов:
"Похороны Стромы" (Нижегородская обл., Россия)
"Проводы Дуняши" (Нижегородская обл., Россия)
"Вождение и похороны Стрелы" (Гомельская обл., Беларусь)
На верхней части собора отображён небесный, высший мир христианских образов. В то же время, образ Святого Георгия над северным входом уходит корнями в дохристианские представления и связан с земледельческой темой: имя Георгий восходит к древне-греческому "Георгиос" - "земледелец".
Нижняя часть собора - образы дохристианского периода (от которых зависит повседневная жизнь земледельцев и скотоводов), связанные с календарным циклом и плодородием.
Подобные образы, символы, связанные с ними обряды (вакхического типа) и культы были распространены с древнейших времён во многих регионах Евразии. В частности, они известны по археологическим материалам, а отчасти и письменным источникам, из Греции, Центральной и Малой Азии, с Каваказа, из Причерноморья. Наиболее полная картина этого мироощущения сохранилась в иранских древних и средневековах письменных источниках, а также в письменных источниках античной Греции. Археологические материалы, характерезующие дохристианские представления славянского, а затем и русского населения достаточно обширны, но письменные источники, которые могли бы позволить интерпретировать эти материалы - чрезвычайно скудны, а большинство из них были написаны в более поздний период служителями христианской церкви, не знавшими суть народных обрядов и поверий, не пытавшимися их понять, видивших в них проявление метафизического зла.
Чтобы понять истоки этой символики, необходимы скурпулёзная систематика и анализ огромного массива археологических материалов. На сегодняшний день можно только с уверенностью сказать, что эта символика, это мировоззрение в различных модификациях присущи всем народам индоевропейской общности с древнейших времён - народов, занимавшихся земледелием и скотоводством, для которых календарный цикл был особенно важен. Формироваться эти представления могли и в очень древние времена, поскольку и для народов, занимавшихся преимущественно охотой и собирательством календарный цикл имел не менее важное значение.
Более или менее точно определить период и пути взаимного мировоззренческого влияния не представляется возможным. Поэтому приведённые ниже примеры подобного мировоззрения у русского населения и других народов говорят лишь о широком распространении такого мировоззрения, но не позволяют понять формировалось ли оно у народностей, из которых сформировались славяне, а затем и русские со времён индоевропейской общности, или пришло в славянскую и русскую культуру позже от соседствующих с разными частями славяно-русского ареала скандинавских, иранских народов или греков.
Образы (подобные тем, которые верезаны на камнях и стенах Юрьевского собора) кентавроподобных существ, зайцев, львов, грифонов и птиц, растительные орнаменты, в частности, напоминающие символические изображения древа жизни, встречаются на русских серебряных широких двустворчатых браслетах, служивших, как предполагается, для стягивания рукавов у женщин у запястья. Эти образы нередко сочетаются с изображениями ритуалов и праздненств вакхического типа с игрой на гуслях, питием каких-то напитков (очевидно, алкогольных, побуждающих к веселью и переходу участников ритуала в "изменённое состояние сознания"), женскими и мужскими плясками. Причём пляшущие женщины изображаются с очень длинными руковами, с которых, видимо, на время пляски сняты стягивающие их браслеты. Такие браслеты с магическими орнаментами выполняли, вероятно, обережную функцию, стягивая рукава в одной из областей контакта женщины-матери с окружающим миром, а также призваны были, вероятно, содействовать деторождению и благополучию, учитывая символику изображённых на браслетах образов.
Свою весьма аргументированную интерпретицию этих композиций на браслетах дал замечательный советский и российский ученый - аквадемик Борис Александрович Рыбаков в статье: «Русалии и бог Семаргл-Переплут» (Б.А. Рыбаков. «Русалии и бог Семаргл-Переплут». Советская Археология, № 2, 1967 г. Издательство «Наука». Академия наук СССР. Институт Археологии. Стр. 91-116 Скачать журнал в формате pdf). Смотрите также другие номера журналов "Советская Археология" - "Российская Археология" на сайте издания "Российская Археология" http://www.ra.iaran.ru/?page_id=32&lang=ru
На странице 98 вышеупомянутой статьи Борис Александрович приводит фотографию женской праздничной рубахи XIX века из Пензенской области (коллекция Н.А. Деминой) с длинными рукавами, подобную тем, которые изображены на многих браслетах.
Такие браслеты наиболее характерны для периода XII-XIII веков. Они происходят из разных регионов славяно-русского ареала. Обычно их находят в составе кладов, закопанных состоятельными людьми в ожидании осады города или селения, в котором они проживали. История одного из таких кладов описывает известный советский археолог Александр Львович Монгайт в татье «Клады Старой Рязани» (А. Л. Монгайт. «Клады Старой Рязани». Наука и жизнь, № 11, 1970 г., Издательство «Правда» Москва. Стр. 156-160 Скачать журнал в формате pdf). Смотрите также другие номера журнала "Наука и жизнь" на сайте электронной Публичной библиотеки (электронные книжные полки Вадима ершова и Ко) http://publ.lib.ru/ARCHIVES/N/''Nauka_i_jizn'''/_''Nauka_i_jizn'''_1970-79_.html
Вот выдержки из статьи Александра Львовича:
Старая Рязань — небольшая деревушка на берегу реки Оки, в 60 километрах от современного города Рязани, чудом сохранившая название, которое носила когда-то столица одного из самых значительных па Руси княжеств. История возвышения и падения Рязани блестящая и короткая. В X веке здесь впервые появились славяне, в XI веке уже существует город Рязань, век спустя он становится главным городом самостоятельного княжества, а в 1237 году город был сожжен (речь идёт о взятии и сожжении Рязани (Старой Рязани) тюрко-могольскими войсками хана Батыя (Бату) - внука Чингис Хана (сына старшего сына Чингис Хана - Джучи). Это было одно из первых столкновений русских с тюрко-монголами, приведшее в конечном итоге к установлению контроля со стороны монгольских ханов над русскими княжествами - примечание автора сайта). И хотя потом его частично восстановили, он вскоре уступил место первого города Рязанской земли Переславлю (нынешней Рязани).
Только в наших раскопках изучено свыше 40 жилищ. Среди них замечательна усадьба рязанского боярина, погибшая во время штурма Старой Рязани, 21 декабря 1237 года, и раскопанная в 1966—1969 годах (руководитель.раскопок В. П. Даркевич). Это большой бревенчатый дом (длина 13 м, ширина около 7 м) с двумя помещениями: жилой избой, в которой была сложенная из кирпичей печь, и холодными неотапливаемыми сенями, почти равными избе по площади. К дому примыкали хозяйственные постройки, клети, служившие амбаром для хранения сельскохозяйственных продуктов и кладовой для инвентаря. В них найдены скопления обугленных зерен ржи, ячменя, проса, обломки амфор и пифосов, две косы горбуши, замок, ключ и др. С южной стороны— постройки скотного двора. На дворе усадьбы найдены хозяйственные и зерновые ямы со стенками, обмазанными глиной, и с дощатым полом. Часть двора вымощена деревянными плахами.
О богатстве обитателей усадьбы говорят три клада серебряных украшений, закопанных в землю и найденных нами. Закапывали зимой, второпях и потому вырыли в земле неглубокие ямки (0,25—0,4 м); один клад нашли в 1966 году в пяти метрах к северу от дома. Вещи были завернуты в полотняную ткань: два слитка серебра, два витых из проволоки браслета и два серебряных с чернью и позолотой наруча, на которых выгравированы гусляр, скоморох с дудкой, пляшущая девушка, грифоны, сирины, лев и стилизованные растения.
Старорязанский клад 1966 года подробно описан в совместной статье Владислава Петровича Даркевича (известного советскоого и российского археолога) и Александра Львовича Монгайта «Старорязанский клад 1966 года» (В.П. Даркевич, А.Л. Монгайт. «Старорязанский клад 1966 года». Советская Археология, № 2, 1967 г. Издательство «Наука». Академия наук СССР. Институт Археологии. Стр. 211-223 Скачать журнал в формате pdf). Смотрите также другие номера журналов "Советская Археология" - "Российская Археология" на сайте издания "Российская Археология" http://www.ra.iaran.ru/?page_id=32&lang=ru
Два русских серебряных широких двустворчатых браслета XIII века из Старорязанского клада 1966 г. с изображениями:
на первом браслете: ритуала вакхического типа с играющим на гуслях мужчиной, а также мужчиной и женщиной, пьющими возбуждающий напиток; при этом пьющая женщина изображена танцующей в одежде с длинными (до земли) рукавами (рядом с ней изображен кошачий? лик - это может быть либо маска ряженного, либо лик мифического существа, связанного с культом плодородия, к которому обращаются участники обряда, и которое незримо (а может быть и зримо для людей, находящихся в изменённом состоянии сознания) присутствует на праздненстве, вызванное участниками обряда);
пьющий мужчина сидит и держит в руках свирель; над гусляром изображены две птицы;
на другой створке браслета изображен грифон, над ним - две птицы, а по сторонам - полуптицы-полулюди (скорее всего, полумужчины).
На втором браслете: на одной створке изображен грифон, на другой - лев (с характерным хвостом в виде ростка, загнутым и пропущенным между задними конечностями), венчающие растительные орнаменты (возможно, древо жизни), а по сторонам от них изображены полиморфные существа - наполовину птицы - наполовину кошачьи хищники (возможно это один из вариантов изображения семаргла-сенмурва, приносящего плодородие и связанного с началом возрождения природы в календарном цикле) и растительные орнаменты, символизирующие процветание растительного мира.
(прорисовки и фотографии из статьи: В.П. Даркевич, А.Л. Монгайт. «Старорязанский клад 1966 года». Советская Археология, № 2, 1967 г. Издательство «Наука». Академия наук СССР. Институт Археологии. Стр. 211-223)
https://life-on-earth.ru/evropejskaya-chast-rossii/yurev-polskij-vladimirskaya-obl#sigProIdc4afc6454d
Русский серебряный широкий двустворчатый браслет XII века из Тверского клада 1906 года c изображениями ритуала вакхического типа с пляшущим мужчиной, женскими персонажами, пьющими возбуждающий напиток (причём образ одной из пьющих женщин связан с образом мифического полиморфного существа - возможно, крылатой собаки-рыбы (семаргла-сенмурва), приносящей плодородие и связанной с началом возрождения природы в календарном цикле; к ритуалу таже имеют отношения изображённые на другой створке пляшущий кентавроподобный персонаж с характерным загнутым и пропущенным между задними конечностями хвостом, и барсо- или собакоподобное мифическое существо с загнутым и пропущенным между задними конечностями хвостом в виде характерного ростка, а также некое мифическое древо (древо жизни).
(прорисовки из статьи: «Русалии и бог Семаргл-Переплут» (Б.А. Рыбаков. «Русалии и бог Семаргл-Переплут». Советская Археология, № 2, 1967 г. Издательство «Наука». Академия наук СССР. Институт Археологии. Стр. 91-116)
(браслет в натоящее время хранится в собрании Русского музея в Санкт-Петербурге)
Тверской клад с древнерусскими украшениями был найден на участке между Волгой и Тьмакой. По данным тверского краеведа Ф. И. Иванова это произошло в 1903 г. В 1906 г. клад был передан в Эрмитаж. Позднее клад поступил в Русский музей, где храниться и поныне (Жилина Н. В. "Тверской клад 1903–1906 гг. (украшения со сканью и зернью)". Тверь, тверская земля и сопредельные территории в эпоху средневековья. № 1. Тверь, 1996 г. Стр. 174).
https://life-on-earth.ru/evropejskaya-chast-rossii/yurev-polskij-vladimirskaya-obl#sigProId33eb6810bd
Русский серебряный широкий двустворчатый браслет XII века c изображениями зайца с чашей над ним, двух птиц по сторонам от зайца, которые что-то держат в клювах, а на другой створке браслета - ритуала вакхического типа с пляшущими женщинами и играющими на музыкальных инструментах мужчинами; причём одна из пляшущих женщин изображена в одежде с длинными (до земли) рукавами.
Место находки браслета неизвестно
(фотография из статьи: «Русалии и бог Семаргл-Переплут» (Б.А. Рыбаков. «Русалии и бог Семаргл-Переплут». Советская Археология, № 2, 1967 г. Издательство «Наука». Академия наук СССР. Институт Археологии. Стр. 108)
(браслет хранится в собрании Государственного исторического музея в Москве (ГИМ)
https://life-on-earth.ru/evropejskaya-chast-rossii/yurev-polskij-vladimirskaya-obl#sigProId9e513f7aff