Чилучор Чашма

Чилучор Чашма

Чилучор Чашма (тадж. Сорок четыре родника). Окрестности города Шаартуз, Таджикистан.

Посмотреть место в Google Планета Земля

Посмотреть место в Яндекс.Карты

Чилучор Чашма (тадж. Сорок четыре родника) – известное в Таджикистане и соседних областях Узбекистана место паломничества мусульман, где из подножия небольшого холма, в пустынной засушливой местности, вытекают из-под земли пять относительно больших водных источников, распадающихся на 39 более мелких. Вода из всех источников образует реку, которую люди преобразовали в канал шириной 12–13 м. В верхней части реки непосредственно у источников обитает и размножается большое количество рыб (род Маринки (Schizothorax) семейства Карповые (Cyprinidae), которые считаются священными. Их категорически запрещено ловить и употреблять в пищу. По местным преданиям нарушившие  запрет люди умирали. Холодолюбивые маринки не уходят вниз по течению реки, предпочитая держаться у прохладных истоков. Место выхода источников у подножия холма окружено деревьями (в частности, ивами и шелковицами), образующими небольшой, но замечательный оазис. Спелыми ягодами шелковицы, падающими в воду, любят полакомиться рыбы.

Среди местного населения бытует легенда о появлении этих родников. Когда Хазрет Али пребывал в этой местности, проповедуя новую для здешнего населения веру – Ислам, близлежащая река Ромит пересохла. Тогда Али, проклиная реку, назвал её Кофарнихоном.

Али ибн Абу Талиб (599 - 661 гг.) - сподвижник Пророка Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха), его двоюродный брат и зять, четвёртый праведный халиф (656 - 661 гг.), первый из двенадцати почитаемых шиитами имамов.

Кофарнихон – «прячущий неверных» (тадж. кофар «неверный», «немусульманин») это название возникло после прихода Ислама в эти места, т.к. долина этой реки была заселена буддистами и маздаяснийцами (поклонниками Ахура Мазды), т. е. неверными с точки зрения мусульман. Русское географическое название этой реки: «Кафирниган». Кафирниган берет начало на южных склонах Гиссарского хребта и впадает в Амударью.

Добравшись до места расположения нынешней Чилучор Чашмы, Хазрет Али, вознося молитвы Аллаху с просьбой дать воды, воткнул в скалу четыре пальца, после чего из нее вырвались четыре чистейших источника, являющихся ядром почитаемой группы родников.

Посещающие Чилучор Чашма люди совершают молитвы, омовения, жертвоприношения, купаются в источниках. Считается, что вода 17 источников является целебной. Каждый из них имеет своё местное название и целебное предназначение:

Чашмаи муин – от выпадения волос;

Хуни Бини – от кровотечения из носа;

Чашмаи Морон, Хунукзадагон – от укуса змей и от воспалений;

Устухондард – от заболеваний костей;

Табларза – от малярии;

Шифо – целебный;

Фишори Хун – от гипертонии;

Сардард – от головной боли;

Песхо – от псориаза;

Мурод – от подавленного состояния;

Бефарзанд – от бесплодия;

Гурда – от болезни почек;

Дилу Чигар – от болезней сердца и печени;

Девонахо – от психических заболеваний;

Чашму Гуш – от болезней глаз и уха;

Хориш – от чесотки.

На холме, из подножия которого вытекают источники находится мавзолей с длинным надгробьем. По местным преданиям в нем захоронен святой по имени Камбар Бобо, который, согласно легенде, был конюшем Хазрета Али и ухаживал за его легендарным конём Дуль-Дулем. Паломники совершают ритуальный обход надгробья. Неподалёку находятся могилы ещё четырёх святых, имена которых неизвестны.

Известный этнограф и религиовед, сотрудник Хорезмской археолого-этнографической экспедиции Глеб Павлович Снесарев (1910-1989) в своей книге "Хорезмские легенды как источник по истории религиозных культов Средней Азии" (Академия наук СССР, Институт этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая, Издательство "Наука", Москва 1983 г.) пишет, что Камбар Бобо почитался исконными земледельцами Средней Азии и кочевым населением, перешедшим к оседлому образу жизни, как покровитель коней и коневодов.

Фото мавзолея Камбар Бобо. Май 2013 г.

Чилучор ЧашмаЧилучор Чашма

 

 

 

 

 

Чилучор Чашма. Май 2013 г.

 

Священные рыбы, живущие в водных источниках близ святых для мусульман мест -  распространенное в земледельческих районах Средней Азии явление, сохранившее традицию древнего доисламского культа плодородия, связанного с водой (водными источниками, реками), от которых всецело зависела жизнь земледельцев. Этот древний культ можно наблюдать у зороастрийцев в виде поклонения богине плодородия  Ардвисуре Анахите. Рыбы, как обитатели водной стихии, вероятно, рассматривались как посредники между людьми и водными божествами, дающими плодородие  и благоденствие.  В исламский период отголоски этого культа выразились в строительстве культовых сооружений (небольших мечетей, гробниц святых людей) у водных источников. Некоторые из таких небольших оазисов, окружавших водный источник, по местным преданиям, были местами уединения и размышлений суфиев (мусульманских философов, применявших, в частности, медитативные практики). В небольшом оазисе Чор Чинор (тадж. «Четыре чинара»), расположенном на окраине города Ургут в окрестностях Самарканда (Узбекистан) в месте, где из-под земли бьет родник, пробужденный по местному преданию дочерью Пророка Мухаммеда и женой Хазрета Али – Фатимой, произрастают огромные древние чинары (род Платаны (Platanus) семейства Платановые (Platanaceae). В  стволе одного из них находится комнатка, где по преданию почитаемый здесь суфий предавался размышлениям. Рядом построена небольшая мечеть. Рыбы, обитающие в истоке реки считаются священными. Помимо маринки, здесь можно заметить декоративных карасей («золотую рыбку»), вселенных сюда людьми. Имам мечети объяснил нам, что рыбы считаются священными благодаря святости места, а также как творения Всевышнего. Подобное место мы видели по дороге из Карши в Шерабад (юго-западный Узбекистан).

Фатима (605) — 633 гг.) — младшая дочь Пророка Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха) от его первой жены Хадиджи. Фатима почитается мусульманами как образец наивысших нравственных качеств. Один из её эпитетов – Захра (Зухро) (араб. «сияющая, освещающая», название планеты Венера, которая ассоциируется в исламской традиции с пречистой девой).

Посмотреть Чор Чинор в Google Планета Земля

Перейти к материалу Чор Чинор

 

Использованы материалы:

1. Статья Р.Р.Рахимова «За строкой А.П. Федченко: заметки по адидским культовым местам в суннитском окружении Центральной Азии» (Радловский сборник: научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2012 г., Российская академия наук, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), отв. ред: Ю. К. Чистов, Санкт-Петербург, МАЭ РАН, 2013) Скачать статью в pdf

Рахмат Рахимович Рахимов (1938 - 2013 гг.) – советский и российский этнограф, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Музея антропологии и этнографии  им. Петра Великого (Кунсткамеры) Российской академии наук, специалист по этнографии ираноязычного населения Средней Азии.

2. Информация сайта таджикского «Центра развития туризма» www.tdc.tj Перейти на сайт Центра

Amu Darya Shovelnose Sturgeons

Амударьинские лопатоносы

Сохранение биоразнообразия

Европейская часть России

Дальний Восток России

Бурятия

Средняя Азия

Ближний Восток

Западная Африка

О проекте

Уважаемые гости! Этот сайт о путешествиях, цель которых - ознакомление с жизнью на Земле в различных её формах и проявлениях как в сфере флоры и фауны, так и человеческих социумов. Сайт посвящен замечательному британскому натуралисту Дэвиду Аттенборо. Сайт находится в стадии разработки и регулярного обновления.

Контакты

Алексей Черняк

alexeycherniak@yandex.ru

Copyright 2016 

Все права защищены!