Ростов Великий (Ярославская обл.)

Посмотреть  место в Google Планета Земля

История Ростова Великого в популярной форме наиболее удачно описана в историко-художественном очерке Юрия Шамурина о Ростове Великом, вышедшем в 1913 г. (Шамурин Юрий Иванович (1888–1918) – российский историк, краевед, журналист, москвовед, популяризатор искусства, исследователь русской архитектурной старины). Современное переиздание книги Юрия Шамурина и Зинаиды Шамуриной "Ростов Великий. Троице-Сергиева Лавра". Научный мир, 2012. Разделы "Предисловие" и "История Ростова" стр. 4-26. Скачать в pdf.

Совсем краткий, но ёмкий исторический  очерк дан академиком Международной Славянской, Петровской и Русской академии наук, доктором филологических наук, профессором Ю.К. Бегуновым во вступительной статье "Ростов Великий и ростовский сказочник Александр Артынов" к книге "Сказания Ростова Великого, записанные Александром Артыновым" (Составление, литературная обработка текстов, предисловие, комментарии Ю.К. Бегунова. Изд. 2-е дополненное. Благотворительный Фонд Духовной Культуры, 2007. Стр. 5-6. (По Мусин-Пушкинскому сборнику фольклорных, сказочных  повестей местной ростовской культурной традиции второй половины XVII века, сохранившемся в пересказе А.Я. Артынова 1842 г.). Скачать очерк в pdf.

В этой же книге (стр. 11-22) представлено сказание об основании Ростова Великого "Князь Владимир Яналец и основание Ростова Великого". В сказании прослеживаются связи Ростова с Новгородом и указывается на происхождение названия города от "Россов стан" (место обитания россов (русов). Упоминание россов (русов) в названии Россов стан-Ростов наводит на мысль о том, что город стал так называться в то время, когда Новгородская земля уже контролировалась князьями не славянского происхождения (русы, взявшие под контроль к IX веку обширные земли, населенные разными народами (славянами, балтами, фино-угорскими племенами) - этнос, субэтнос или род не славянского  происхождения (если судить по именам их первых предводителей: Рюрик, Хельги (Олег), Ингвар (Игорь), то - скандинавского). Текст сказания любопытен этническими комбинациями: отождествление славян с древними ираноязычными этносами (сарматы, аланы, скифы) и имени Вандала, согласующегося с древними германскими племенами, с Россом (намек на германские этнические связи россов (русов), а также "славяно-иранцев" с "германо-русами" (потомки Росса-Вандала).  Интересны имен-топонимы ростовских земель фино-угорского происхождения и имена-топонимы земель, расположенных от Новгорода до Ладожского озера. Сам царь Неро назван именем фино-угорского происхождения (?), а его три сына Избор,  Столпосвет и Владимир - именами славянского происхождения. Текст (вернее, первоначальный устный сказ) формировался, вероятно, в течение длительного времени, и в нем сконцентрирована разновременная и обширная по географическому охвату информация. Сказание насыщенно магией, игравшей значительную роль в дохристианской традиции.

Скачать сказание "Князь Владимир Яналец и основание Ростова Великого"в pdf

 

Одним из важнейших этапов в истории Ростовской земли является постепенный уход населения от поклонения языческим божествам и духам, и обращение к православной христианской вере в X-XII веках. Нам не известны детали этого процесса. Тем более, что славянское население, основавшее Ростов, пришло из  Новгородской земли, а коренное население (народ меря (возможно, предки современных марийцев (мари, марий), судя по местной топонимике, дошедшей до нас (например, озеро Неро, река Нерль и т.д.) относилось  к фино-угорским этносам и проживало, главным образом, в своих этнических селениях, держалось в стороне от городской культуры. Ни бывшие новгородцы, ни, тем более, меря не стремились оставить своих традиционных богов и духов ради чуждой им христианской концепции. Вечевой строй, долго  бытовавший в Ростове, также способствовал сохранению традиций в противовес новшествам, которые, возможно, желал бы внедрить тот или иной князь. Скорее всего, процесс христианизации Ростовской земли, процесс  ломки вековых (а возможно, и тысячелетних) традиций был продолжительным и сложным. Обращение население в христианскую веру могло происходить разными путями:

- миссионерская деятельность христианских подвижников, рассказывавших о духовных высотах христианской веры, выводящей её приемников за пределы приземленных чаяний, находившихся в введении языческих божеств и духов, а также более простые для народного восприятия легенды о чудесах, творимых христианскими подвижниками;

- строительство христианских храмов и связанный с этим комплекс  художественных образов (архитектура, живопись, декоративно-прикладное искусство), оказывающий сильнейшее воздействие на подсознание людей, воздействие,  исходящее непосредственно от мастера, художника ("от руки, движимой Богом")  к зрителю, минуя сферу логики и разума;

- по мере усиления княжеской власти могли применяться административно-силовые методы;

- в качестве гипотезы, требующей отдельного исследования, можно высказать предположение о применении властями экономических методов, т.е. установлению для христиан тех или иных льгот при уплате податей по сравнению с языческим населением;

- прибытие христианизированного славянского населения из других районов;

- постепенная ассимиляция коренного населения меря.

 

Карта речного Окско-Волжского четырехугольника (приблизительно до 1350 года), составленная В.А. Раевским для Атласа Виктора Ивановича Рагозина "Волга", Том 2 "От Оки до Камы", С-Пб. 1880.

 

 

 Авраамий Ростовский

Становление Христианства в Ростовской земле прежде всего связано с именем легендарного ростовского святого Авраамия. Его деятельность в легендарной форме отражена в Житии Авраамия Ростовского, в различных его рукописных вариантах и народной (фольклорной) передаче. Время и реальность событий, описываемых в Житии, связанных с реальными историческими личностями князей Владимира и Бориса, епископа Иллариона и других - вопросы, на которые нет однозначного ответа. Тем не менее, если воспринимать Житие именно как легенду, сказание, а не историческую летопись, то становиться ясным, что в ней  могут быть отражены события не какого-то определенного отрезка в человеческую жизнь, а всего периода становления христианства в Ростове, а персонажи (например, князья и их дружинники) могут быть подобраны специально, чтобы придать значимость описываемым событиям. Но самым важным аспектом христианизации Ростовской земли является легендарная преемственность деятельности Авраамия Ростовского от Апостола Иоанна Богослова, передавшего ему свою трость для свержения языческого идола. Именно с этим связано особое внимание к Иоанну Богослову в настенных росписях Ростовского Кремля (отдельное помещение в Церкви Воскресения (около 1670 г.) посвящено Откровению Иоанна Богослова (Апокалипсис (греч.); также росписи в Церкви Иоанна Богослова (1673 г.) посвящены жизни Иоанна Богослова и Авраамия Ростовского).

Материалы о различных вариантах Жития Авраамия Ростовского смотрите ниже, в последней части раздела.

Есть и другие сказания, в которых отражен процесс христианизации Ростовской земли. В сказании "Святой Леонтий, епископ Ростовский, и жрец Кича" описывается период, следующий за деяниями Авраамия Ростовского, покончившего (как казалось, окончательно) с поклонением идолу Велеса в Чудском конце Ростова. Сказание о деяниях Святого Леонтия отражает победы и поражения новой христианской религии в продолжавшейся борьбе с традиционными верованиями населения Ростова, указывает на долгое существование в Ростове двух общин: христианской и традиционной (поклонявшейся, в частности, Велесу и Перуну) уже после деятельности Авраамия Ростовского, на опасность, которой подвергались христианские проповедники в Ростовской земле. Из сказания также следует, что после  Авраамия Ростовского ростовцы-язычники могли восстановить идол Велеса в Чудском конце, либо в Ростове были идолы Велеса и в других местах города. (Сказания Ростова Великого, записанные Александром Артыновым. Составление, литературная обработка текстов, предисловие, комментарии Ю.К. Бегунова. Изд. 2-е дополненное. Благотворительный Фонд Духовной Культуры, 2007. Стр. 211-217. (По Мусин-Пушкинскому сборнику фольклорных, сказочных  повестей местной ростовской культурной традиции второй половины XVII века, сохранившемся в пересказе А.Я. Артынова 1842 г.).

Скачать сказание "Святой Леонтий, епископ Ростовский, и жрец Кича" в pdf

 

 

Ростовский кремль, Церковь Иоанна Богослова

Построена в начале 1670-х гг.

Настенная живопись выполнена  ярославскими мастерами и закончена в 1673 г.

Посмотреть место в Google Планета Земля

Перейти на сайт Государственного музея-заповедника Ростовский кремль

 

 

 

 

 

Нижний регистр настенной росписи, выполненной в 1683 г. в церкви Иоанна Богослова Ростовского архиерейского дома (кремля), посвящен житию преподобного Авраамия Ростовского. Выше, один над другим, располагаются житийный цикл апостола Иоанна Богослова и евангельский цикл.

Заказчиком росписи церкви Иоанна Богослова Ростовского кремля был ростовский митрополит Иона (1652-1690). Ему же, очевидно, принадлежал и замысел ее иконографической программы. Можно предположить, откуда Иона взял необычную идею совмещения в одной фресковой росписи трех разных по содержанию циклов. Это находящийся в Ростовском Авраамиевом монастыре многопридельный Богоявленский собор, в котором сходным образом объединены престолы, посвященные Христу (Богоявлению), Иоанну Богослову и Авраамию Ростовскому.

Даже при самом общем взгляде на живопись Цикла легко видеть, что составляющие его композиции отделены одна от другой либо условными горками, либо архитектурными кулисами. Таких композиций семнадцать. К сожалению, надписи, определявшие содержание композиций Цикла, ныне почти целиком утрачены. Для определения содержания всех представленных в Цикле сцен Александр Гаврилович Мельник, историк архитектуры, кандидат исторических наук, сотрудник Государственного музея-заповедника "Ростовский кремль", сопоставил их с текстами первой редакции жития Авраамия Ростовского. Результатом такого сопоставления стал нижеследующий перечень композиций Цикла:

1. Пострижение преподобного Авраамия в иноки;

2. Моление преп. Авраамия Богу о даровании ему духовных сил для разрушения идола Велеса;

3. Встреча преп. Авраамия со старцем. «И оба поклонистася между собою»;

4. Преп. Авраамий беседует со старцем и получает от него совет идти в Царьград и молиться там у иконы Иоанна Богослова для обретения чаемых духовных сил;

5. Старец благословляет преп. Авраамия идти в Царьград;

6. Встреча у реки Ишни преп. Авраамия с апостолом Иоанном Богословом «имуща в руце трость». Этой тростью апостол повелел святому разрушить идола Велеса;

7. Преп. Авраамий разрушает идола Велеса;

8. Епископ благословляет преп. Авраамия на основание Богоявленского монастыря;

9. Преп. Авраамий принимает братию в свой монастырь;

10.  Поставление епископом преп. Авраамия в сан архимандрита;

11. Преп. Авраамий покрывает крестом сосуд, в который проник бес;

12. Один из ростовских князей в отсутствие преп. Авраамия, сняв крест с сосуда, нечаянно выпускает из него беса;

13. Бес угрожает отомстить Авраамию за свои мучения в сосуде;

14. Бес перед великим князем Владимиром клевещет на преп. Авраамия. «Бес преобразися во образ воина иде ко князю во Владимир»;

15. Преп. Авраамия препровождают на суд к великому князю Владимиру;

16. Преп. Авраамий и бес на суде перед великим князем Владимиром;

17. Погребение преп. Авраамия.

Повествование Цикла начинается на южной стене церкви, продолжается на западной и заканчивается на северной стене. В целом композиции Цикла читаются слева направо. Но в этом порядке очевидны следующие отклонения. Композиции 3, 4 и 5 следуют по спирали, композиции 8 и 9 читаются сверху вниз, а композиции 15 и 16 – снизу вверх.

Описание композиций, сделанное Александром Гавриловичем Мельником:

1-я композиция. На переднем плане слева св. Авраамий, склонившийся перед совершающим обряд пострижения священником. На втором плане за тем и другим две группы духовных и светских лиц, над которыми возвышается пятиглавый храм в виде так называемой «нутровой палаты» (в иконописи, изображение архитектурных сооружений, данное изнутри, с отсутствующей передней стеной).

2-я композиция. На переднем плане Авраамий представлен в повороте вправо от зрителя в молении, перед аналоем с книгой и иконой Иисуса Христа. На втором плане – гражданские здания в виде нутровых палат.

3-я композиция. На переднем плане св. Авраамий и безымянный старец в почти одинаковых коленопреклоненных позах друг перед другом. На втором плане иконные горки.

4-я композиция. На переднем плане на фоне нутровой палаты показаны сидящими друг перед другом св. Авраамий и упомянутый старец.

5-я композиция. На переднем плане старец, расположенный справа, благословляет св. Авраамия. На втором плане горки.

7-я композиция. На переднем плане слева преп. Авраамий нижним концом жезла наносит удар идолу Велеса, представленному в виде статуи на высоком ступенчатом пьедестале. Над идолом расположена некая сень на фигурных столбах. В основании упомянутого пьедестала изображены обломки поверженного идола. Здесь показано два следовавших одно за другим события – акт разрушения идола и момент, когда он уже был разрушен. Справа изображен некий монах, наблюдающий эти сцены. На втором плане горки и город, очевидно, Ростов. Причем он изображен по-иному, чем в предыдущей композиции.

8-я композиция. На переднем плане епископ (слева) благословляет Авраамия. На втором плане нутровая палата.

9-я композиция. На переднем плане изображен сидящий св. Авраамий, перед ним группа монахов. Сцену обрамляет одноглавый храм в виде нутровой палаты.

10-я композиция. На переднем плане епископ и прислуживающий ему клирик осуществляют обряд поставления св. Авраамия в сан архимандрита. На втором плане две группы клириков и других лиц. Дело происходит в пятиглавом храме в виде нутровой платы.

11-я композиция. На переднем плане св. Авраамий кладет крест на горлышко сосуда. На втором плане тот же святой читает книгу перед иконой Иисуса Христа. Обе сцены, почти слившиеся в одну, представлены в нутровой палате.

12-я композиция. На переднем плане ростовские князья склонились над сосудом, один из них держит в руках крест. Из сосуда вылетает бес. На втором плане две группы людей. Вся сцена представлена в нутровой палате.

13-я композиция. На переднем плане преп. Авраамий, над ним слева – летящий бес. На втором плане иконные горки и условные строения.

14-я композиция. На переднем плане справа на троне восседает великий князь Владимир, перед ним слева бес с воздетыми руками. За князем видна группа воинов. За бесом также изображены какие-то люди.

15-я композиция. На переднем плане изображен св. Авраамий верхом на осле. Слева от святого сопровождающий его воин, справа верхом некий человек, который многозначительно указывает на сцену в шестнадцатой композиции Цикла. На втором плане рассматриваемой композиции иконные горки.

16-я композиция. На переднем плане великий князь Владимир, восседающий на троне, перед ним слева св. Авраамий. Слева от него воин, а справа бес, указывающий на святого. Фоном данной сцены служит нутровая палата.

17-я композиция. На переднем плане гроб, в котором покоится тело св. Авраамия. Над гробом с гробовой крышкой в руках склонился монах или послушник. На втором плане священник с раскрытой книгой и диакон, за ними другие духовные и, возможно, светские лица. На заднем плане – пятиглавый храм.

Источник: Статья А.Г. Мельника «Житийный цикл преподобного Авраамия в стенописи (1683) церкви Иоанна Богослова Ростовского кремля» (об  авторе: Александр Гаврилович Мельник (1953 г.р.) - историк архитектуры, кандидат исторических наук. Работает в Государственном музее-заповеднике "Ростовский кремль". Автор двух монографий и нескольких сотен научных статей по архитектуре, живописи и истории Древней Руси). Скачать статью в pdf

Материалы о различных вариантах Жития Авраамия Ростовского смотрите ниже, в последней части раздела.

 

 

 


 

 

 

Богоявленский Авраамиев монастырь, основанный Авраамием Ростовским в Чудском конце Ростова на месте, где по преданию стоял и был им низвергнут идол Велеса.

Посмотреть место в Google Планета Земля

По преданию Монастырь основан в XI веке Авраамием Ростовским. В настоящее время монастырь женский, действующий. В монастыре находятся Святые мощи Преподобного Авраамия Ростовского. Сохранившийся до нашего времени один из покровов Святых мощей Преподобного Авраамия Ростовского, выполненный в 1642-1649 гг. в Строгановских мастерских и переданный в Богоявленский монастырь Андреем Семеновичем Строгановым (в иночестве Авраамием), храниться в собрании Государственного музея-заповедника Ростовский кремль, где с 1929 по1991 гг. хранились и сами Мощи. Богоявленский собор Монастыря в камне построен на месте деревянного храма в 1553 г. (по материалам А.Г. Мельникова - в 1554-1555 гг.) по повелению Ивана Грозного. Надвратный храм Николая Чудотворца и Церковь Введения построены в середине-конце XVII века.

 

Надвратный храм Николая Чудотворца. Построен в XVII веке

 

 

 

 

Богоявленский собор. Построен в 1553 г. (по материалам А.Г. Мельникова - в 1554-1555 гг.) по повелению Ивана Грозного

 В Богоявленском соборе Авраамиева монастыря в единую группу объединены четыре храма, поставленные на подклете: собственно собор и три его придела. Самый большой и представительный шатровый придел, расположенный в наиболее почетном месте «одесную» основного алтаря посвящен основателю монастыря Святому Авраамию Ростовскому. Ближайший к этому приделу юго-западный придел, благодаря огромному барабану также достаточно импозантный, посвящен Иоанну Богослову, явившемуся Святому Авраамию, согласно его житийному преданию. И, наконец, самая скромная по внешнему оформлению северо-западная придельная церковь посвящена усекновению главы Иоанна Предтечи - дню тезоименитства царя Иоанна Грозного, пожертвовавшего средства на строительство собора («тезоименитство» - ст. слав. – тезка – соименник) Тезоименитством именовали день памяти святого, имя которого носил человек. В более поздней практике «тезоименитство» стало более «высоким» словом и употреблялось лишь при именинах лиц высоких чинов и членов царской семьи).

Богоявленский собор представляет собой четырехстолпный, крестовокупольный, пятиглавый трехапсидный храм. Значительная часть западной и южной стен его основного объема скрыта упомянутыми приделами и галереями. Полностью открыты для обозрения только северный и восточный фасады храма. Наиболее своеобразной чертой Богоявленского собора является сосуществование в его художественном облике «нераздельно и неслиянно» дифференцирующих и интегрирующих начал. Общая композиция храма при заметной асимметричности, все же достаточно целостна и почти центрична. С одной стороны, основные компоненты композиции наделены подчеркнуто индивидуальным обликом. Особость каждого из приделов и самого собора ясно выражена и конфигурацией общего плана памятника, и отличиями их объемно-пространственных композиций, завершений и декоративного убранства. С другой стороны, каждый из этих храмов наделен одинаковыми или сходными элементами (пилястры, карнизы, декоративные пояса, килевидные кокошники и закомары и т. п.), которые объединяют все части здания в единое художественное целое. Таким образом, Богоявленский собор представляет собой уникальный пример впервые воплощенной русскими зодчими на основе сложившихся к тому времени в России эстетических представлений идеи многопридельного храма.

Источник: Статья А.Г. Мельника «К вопросу о первоначальном облике Богоявленского собора Ростовского Авраамиева монастыря» (об  авторе: Александр Гаврилович Мельник (1953 г.р.) - историк архитектуры, кандидат исторических наук. Работает в Государственном музее-заповеднике "Ростовский кремль". Автор двух монографий и нескольких сотен научных статей по архитектуре, живописи и истории Древней Руси). Скачать статью в pdf

С дополнительными материалами о юго-западном пределе Богоявленского собора, посвященном евангелисту Иоанну Богослову, с колокольней и не сохранившейся до наших дней часозвоней в верхнем ярусе можно ознакомиться в следующей статье: скачать в pdf

 

 

 

 

Некрополь Богоявленского Авраамиева монастыря

 

 

 

 

 

 

 Авраамиев монастырь. Фрески Богоявленского собора Авраамиева монастыря. Съемки 2006 г.


 

 

Один из покровов Святых мощей Преподобного Авраамия Ростовского, выполненный в 1642-1649 гг. в Строгановских мастерских и переданный в Богоявленский монастырь Андреем Семеновичем Строгановым (в иночестве Авраамием), храниться в собрании Государственного музея-заповедника Ростовский кремль (перейти на сайт музея).

 

Один из покровов Святых мощей Преподобного Авраамия Ростовского, выполненный в 1642-1649 гг. в Строгановских мастерских и переданный в Богоявленский монастырь Андреем Семеновичем Строгановым (в иночестве Авраамием). Храниться в собрании Музея-заповедника "Ростовский кремль", где с 1929 по1991 гг. хранились и сами Мощи

 

 

 

 

 

 

Деревянная Церковь Иоанна Богослова на реке Ишня у села Богословское в окрестностях Ростова.

Построена в 1687 г. на месте, где по преданию Авраамий Ростовский, перейдя реку Ишню, встретил Иоанна Богослова и получил от него посох, с помощью которого поверг языческого идола Велеса в Чудском конце Ростова.

Посмотреть место в Google  Планета Земля

 

 

 

 

 

 

 Деревянная Церковь Иоанна Богослова на реке Ишня у села Богословское в окрестностях Ростова (внешний вид и иконостас с царскими вратами)

Фотографии Сергея Михайловича Прокудина-Горского, датированные 1911 г.,

из коллекции фотографий С.М. Прокудина-Горского, хранящейся в виде оригинальных стеклянных негативов в Библиотеке Конгресса США (г. Вашингтон) (Library of Congress, Prints & Photographs Division, Prokudin-Gorskii Collection).

Отцифровка Библиотеки Конгресса США. Фотографии публикуются на основании следующего заявления Библиотеки: Publication and other forms of distribution: Permitted. There are no known restrictions on the use of these images. The issue of copyright was not addressed during the purchase of the collection from Prokudin-Gorskii's heirs in France in 1948. French law is unclear as to whether the heirs own any rights.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863-1944) - выдающийся русский фотограф, химик, член Императорского Русского географического общества, Императорского Русского технического общества и Русского фотографического общества. Пионер цветной фотографии в России, создатель «Коллекции достопримечательностей Российской империи» - одной из первых в мире коллекций цветных фотографий, охватывающей период 1903 (или 1904)-1916 гг.

1. "Церковь Иоанна Богослова на Ишне, вид с юга" (LC-P87- 6447 [P&P] LOT 10341). Перейти в соответствующий раздел Библиотеки Конгресса США

2. "Церковь Иоанна Богослова на Ишне, три версты от Ростова" (LC-P87- 6456 [P&P] LOT 10341). Перейти в соответствующий раздел Библиотеки Конгресса США

3. "Иконостас в церкви Иоанна Богослова" (LC-P87- 6640 [P&P] LOT 10341). Перейти в соответствующий раздел Библиотеки Конгресса США

4. "Деталь царских врат в церкви Иоанна Богослова на Ишне" (LC-P87- 6641 [P&P] LOT 10341). Перейти в соответствующий раздел Библиотеки Конгресса США

5. Фасад церкви Иоанна Богослова на реке Ишня. Икона с изображением Иоанна Богослова, вручающего Авраамию Ростовскому посох для низвержения языческого идола Велеса в Чудском конце Ростова. Увеличенная часть фотографии "Церковь Иоанна Богослова на Ишне, вид с юга" (LC-P87- 6447 [P&P] LOT 10341).

 

 

 

 

 

 

Царские врата из Богоявленского собора Богоявленского Авраамиева монастыря, предположительно, выполненные иноком Исайей в  1562 г.

На вратах сделана надпись: «Лета 7070 го месяца августа 29 на память усекновения святой главы  Иоанна Предтечи совершися в дом Богоявления Христа Бога  и чудотворца Авраамия в Ростове при благоверном цари и великом князе Иоанне Васильевиче всея Руси, при архиепископе Никандре при архимандрите Богоявленском Ионе. Инок Исайя» (Лето 7070 го месяца августа 29 – 29.08.1562 г.; Иоанн Васильевич – Иван Васильевич Грозный)

Врата были выполнены, вероятно, для придела преподобного Авраамия в Богоявленском соборе Богоявленского Авраамиева монастыря, построенного «казною и велением»  Иоанна Грозного в 1553 г. (по материалам А.Г. Мельникова- в 1554-1555 гг.).

В 1687 г. врата, вероятно, были перенесены в деревянную Церковь Иоанна Богослова на реке Ишня, построенную в 1687 г. на месте, где по преданию Авраамий Ростовский, перейдя реку Ишню, встретил Иоанна Богослова и получил от него посох, с помощью которого поверг языческого идола Велеса в Чудском конце Ростова, где и основал Богоявленский монастырь. До 1764 г. Церковь Иоанна Богослова на Ишне вместе с окружающими землями принадлежала  Богоявленскому Авраамиеву монастырю.

Довольно совершенная копия врат была выполнена для церкви Григория Богослова в Ростовском кремле.

В настоящее оригинальные  врата 1562 г. хранятся в собрании Государственного музея-заповедника Ростовский кремль (перейти на сайт музея), а копия врат находится в Церкви Иоанна Богослова на Ишне.

 

 

 

 

 

 

Преподобный Авраамий Ростовский в житии.

Икона середины-второй половины XVII века из ростовской церкви Спаса в Графской слободе. Хранится в собрании Государственного музея-заповедника Ростовский кремль (перейти на сайт музея).


Ростовская каменная церковь Спаса, что в Графской слободе, была построена в 1786 году на месте деревянного храма Происхождения (предъисхождения) древ честного Креста, созданного при царе Иване IV (Грозном). В переписных книгах под 1629 и под 1686 годами указывается: «Слобода Спасская у ростовского посаду..., а в слободе на земле великих государей ружной храм. А церковь... и на колокольне колокола... строение блаженныя памяти великого Государя царя и великого князя Ивана Васильевича всея России». Согласно историческим источникам, в XVII веке в этой слободе находился также деревянный храм Николая чудотворца. В каменной церкви Спаса было два придела - в честь Происхождения (предъисхождения) древ креста Господня и во имя святителя Николая. Графская слобода принадлежала Богоявленскому Авраамиеву монастырю. Около церкви находилось кладбище. В 1920-е годы Спасский храм был разрушен.


 

 

Из не фольклорных источников Жития Авраамия Ростовского существует три редакции Жития в нескольких десятках рукописей и изданий:

1. Краткая редакция Жития Авраамия Ростовского представлена большим количеством списков, включая и список XV–XVI века Синодального (бывшего Патриаршего) собрания № 556 (листы с 854 по 860), хранящийся в Отделе рукописей и старопечатных книг Государственного исторического музея (ОР ГИМ). Рукопись в четвертку (наименование формата листа, когда нераскрытые листы, вторично сгибались пополам), написана полууставом (тип русского кириллического письма, подробнее см. в Проекте «Русские автографы. Памятники русского письма в собраниях Российской национальной библиотеки», открыть соответствующий отдел сайта Проекта). Вслед за Житием помещена похвала Авраамию, которая во всех списках заключает Житие святого. Перевод этого списка приводится в статье кандидата филологических наук Е.И. Державиной и А.Б. Дубовицкого в научно-популярном журнале Российской академии наук и Российского фонда культуры «Русская речь» (открыть сайт издания) 2/2014, стр.75-84. Скачать статью и перевод Жития Авраамия Ростовского по списку XV–XVI века Синодального собрания № 556, листы 854 - 860 (ОР ГИМ). В этом списке, как отмечают авторы статьи, не все читается четко. Для сравнения и пояснения затруднительных мест рукописи авторы статьи использовали рукопись XVII века из того же Синодального собрания № 555 (ОР ГИМ). Рукопись № 555 такого же формата, написана также полууставом. Отличаются они друг от друга начертаниями букв, характерными для периодов, в которые они были созданы. По своей краткости изложения первая редакция может быть рассмотрена как проложная (сокращенная для использования в прологах, предисловиях). Она содержится в Великих Минеях Четиих в полном виде и в Четиих Минеях Димитрия Ростовского, который ее несколько сократил. Он убрал замечания о том, что Авраамий отправился в Царьград за посохом Иоанна Богослова и о том, что, крестившись, ростовцы сходились к Авраамию на всенощное пение.

Примечание: Четьи Минеи (четьи – др. рус.: для чтения, минеи – от греч. μήν: месяц, «ежемесячные чтения») – сборники житий святых, изложенных в порядке празднования их памяти по православному церковному календарю, на все дни года; предназначались для домашнего чтения.

2. Вторая редакция Жития Авраамия Ростовского – более развернутая и, по всей видимости, более поздняя по написанию (В.О. Ключевский датировал ее XVΙ веком). В ней, помимо указанных эпизодов, говорится о происхождении преподобного Авраамия из Галича, о путешествии его в Новгород и пострижении на Валааме. Редакция представлена ограниченным кругом рукописных источников, относящихся к XVI–XVII векам. К примеру, она содержится в Сборнике Троице-Сергиевского собрания № 657 (Отдел рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ), написанном полууставом конца XVII или начала XVIII века. После Жития также есть похвала святому.

3. Третью редакцию Жития Авраамия Ростовского В.О. Ключевский указывает напечатанной в Истории русской церкви митрополита Макария (Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков) (1816-1882). История Русской Церкви в 12 томах). В этой редакции приводится даже имя Авраамия до крещения – Иверк и говорится о том, что в Валаамском монастыре ему было дано при крещении имя Аверкий.

Источник: Е.И. Державина, А.Б. Дубовицкий. Житие Авраамия Ростовского. Статья и перевод. Научно-популярный журнал Российской академии наук и Российского фонда культуры «Русская речь» (открыть сайт издания) 2/2014, стр.75-84.

 

Перевод краткой редакции Жития Авраамия Ростовского по списку XV–XVI века Синодального собрания № 556, листы 854 - 860 (ОР ГИМ) с использованием для сравнения и пояснения затруднительных мест рукописи XVII века № 555 из Синодального собрания (ОР ГИМ), выполненный кандидатом филологических наук Е.И. Державиной и А.Б. Дубовицким.

 

Месяца октября в 29 день (по н. ст. – 11 ноября)

преставление преподобного отца нашего Авраамия

архимандрита Богоявленского, ростовского чудотворца.

Господи, благослови, отче.

Преподобный отец наш Авраамий был сыном благочестивых родителей. Оставил он родителей своих и мирскую суету, принял крест Христов и последовал Христу, и от младых ногтей Господу себя предназначил. И был он монахом, вместилищем чистоты святого духа, потому что покорил плоть духу и возобладал над плотскими страстями, отдав себя строгой и полной лишений жизни, изнурив себя трудами. И был он устроителем иночества, и, пожив ангельским житием и омыв душу свою слезами, приобрел благодать исцелять неисцелимые страсти. Видел преподобный искушение идольское, ведь не все еще приняли святое крещение, но Чудской конец (так назывался район города Ростова. – Ред.) по бесовскому омрачению поклонялся каменному идолу. Жил в идоле злой бес, и поэтому никто не смел проходить близ него, напускал он на христиан наваждения и страшные видения, наводя на них помрачение. Преподобный же Авраамий помолился Богу такими словами: «Господи Боже вышний, призри с высоты своей святой на раба твоего. Дай мне силу и благодать Святого Духа разорить этого хитрого, коварного идола». Но не смог он этого сделать, не дал тот (идол. –Ред.) даже близко подойти злыми своими чарами. Авраамий скорбел и недоумевал о случившемся и вдруг увидел старца, идущего к нему. Преподобный встретил его, оба поклонились друг другу, взяли друг у друга благословение и сели рядом. Блаженный Авраамий обратился к старцу: «Откуда идешь, отче, и какой страны ты, праведник Божий?» Сказал ему старец: «Я родом из Царяграда (то есть из Византии. – Ред.) и в вашей стране пришелец, чужеземец. Скажи мне, отче, почему сидишь скорбный близ презренного этого идола Велеса?» Сказал блаженный Авраамий старцу: «Стараюсь и молюсь Господу Богу (надеясь на помощь его) разрушить презренного этого идола Велеса. Но нельзя мне, так как не принял Господь Бог мое моление, и вот поэтому скорблю». Сказал же старец Авраамию: «Если хочешь, отче, желаемое получить, иди в Царьград, а там – к дому Иоанна Богослова. Войди в дом его и поклонись его образу, и не выйдешь оттуда с пустыми руками, но получишь желаемое. Если же не пойдешь в дом Иоанна Богослова, то желаемого не получишь». Опечалился Авраамий о долгом пути, а старец сказал ему: «Господь Бог превратит его в короткий». Блаженный Авраамий исполнился Духа Святого, взял благословение у старца и пошел, забыв о долготе пути. Вот перешел он реку Ишню и встретил человека чудесного, благочестивого образом, имеющего высокий, открытый лоб и большую круглую бороду и необыкновенно красивого, держащего в руке трость. Блаженный поклонился ему, припав к его ногам. Сказал ему дивный этот человек: «Куда, старче, идешь?» Рассказал ему блаженный все по порядку, по какой причине идет искать дом Иоанна Богослова. Сказал ему дивный человек: «Возьми, старче, эту мою трость и возвратись назад. Подойди к большому идолу и проткни его тростью во имя Иоанна Богослова, и рассыплется в прах окаянный». И тотчас стал невидимым. И узнал блаженный в нем Иоанна Богослова, и, объятый страхом и радостью, возвратился вспять. Подошел он беспрепятственно к идолу, проткнул его тростью во имя Иоанна Богослова, и тотчас идол Велес рассыпался в прах. А на том месте, где встретил Иоанна Богослова, блаженный вскоре поставил церковь во имя Иоанна Богослова, которая стоит там и сейчас. По благословению епископа построил он небольшую церковь и на том месте, где прежде был идол Велес, во имя святого Богоявления Господа нашего Иисуса Христа. Поставил кельи и созвал иноков и, заботясь о них, создал общину. Но много зла он принял от нечестивых. Однажды они хотели разорить и сжечь святыню (храм. – Ред.), но Бог не позволил им этого сделать по молитвам и терпению преподобного. Через малое время он всех привел к Христу Богу мудростью, и крестились они от мала и до велика. Начали женщины и отроки ходить на церковные службы Божии и на всенощное бдение. Преподобный же книжным чтением и духовным поучением наполнил сердца их радостью, которая слаще медовых сотов. И многие отроки, оставив родителей своих, тайно приходили к нему и становились монахами. Преподобный же без возражения всех приходящих постригал, словно виноград сажал при водах и поил их водою учения божественных слов. И умножил он монашество, и церковь большую построил, и украсил ее как невесту Христову дивными иконами и святыми книгами, в ней еще более множилось святое богослужение.

Князья ростовские возымели великую веру к монастырю, к отцу своему Авраамию и ко всем инокам, и много давали богатства на строение монастыря и землю на прокорм инокам. Увидел же епископ Федор, как растет монастырь, становясь изобильным всем необходимым. Решил епископ Илларион устроить совет с великим князем Владимиром и князем Борисом, чтобы сделать эту обитель архимандритией. И рукоположив преподобного Авраамия, поставили его архимандритом. И стал он еще больше подвизаться, труды к трудам прилагая, отдав себя молитве и посту. Он был примером для всех, приобретя большое смирение и оказывая нелицемерную любовь ко всякому приходящему, одинаково к знатному или простому человеку. Исконный же ненавистник добра дьявол ополчился на преподобного, причиняя ему вред днем и ночью, но никак не мог устрашить преподобного своими наваждениями, так как он был огражден Христовою благодатью и крестным знамением. Однажды, когда святой хотел совершить установленную службу и принятые молитвы перед причастием, хотел он умыть руки. Дьявол вошел в умывальницу и в воду, чтобы причинить ему вред через воду. Преподобный понял, что в сосуде находится лукавый дух, и, взяв честной крест, положил его сверху, и со всех сторон оградил его крестным знамением. И не повредив сосуда, оставил его на многие дни, бес же, сжигаемый в сосуде крестною силой, не мог выйти из него. Был же у князей обычай каждый день ездить в поле на охоту и, возвращаясь обратно в город, входить в монастырь поклониться церкви и у святого принять благословение. И в этот раз как обычно князья пришли в келью преподобного для благословения. Случилось так, что в то время преподобный был в пекарне, мoя власяницы (одежда из грубой ткани, которую носили монахи. – Ред.) для братии. У преподобного был обычай каждый день трудиться для братии, иногда он рубил в поварню дрова, иногда мыл власяницы, иногда воду носил в поварню и в пекарню. Услыхал преподобный о князьях, что пришли в его келью, и пошел в свою келью, чтобы благословить их. Когда преподобный еще не дошел до своей кельи, а князья ждали его в ней, увидели они сосуд, накрытый крестом, и удивились этому. Один же из них дерзнул взять крест с сосуда, чтобы им осенить себя. Тотчас бес вышел из сосуда как черный и смрадный дым, что устрашило всех бывших там. Встретил лукавый дух преподобного, идущего в келью, и начал ему говорить дурные слова: «Как ты мне сделал, окаянный, мучиться силой невидимого Бога и сжигаться крестною силою, так же и я тебе в скором времени наврежу и одолею тебя, возведу на тебя козни, и сотворю тебе наказание в укор всем видящим тебя. Наведу на тебя муки тяжкие, будешь посажен без седла на пегую ослицу и в женские красные сандалии будешь обут. Сделаю тебе много других бед против тех, что я принял от тебя». Как только преподобный оградил себя крестным знамением, тотчас он исчез. Князья же спрашивали преподобного о произошедшем, о смрадном дыме, вышедшем из сосуда. Он же ничего им о том не рассказал. Благословив и наставив князей, преподобный отпустил их с миром.

В скором времени принял бес образ воина и пришел к великому князю Владимиру во Владимир, и начал на преподобного возводить навет: «Господин царь, хочу тебе поведать великую тайну, какую следует тебе знать. В твоем государстве, царь, в городе Ростове есть некий инок Авраам – колдун, взявший на себя образ святого, прельщающий людей своим якобы смирением. Он нашел в земле большой клад – медный сосуд полный золота, который достоин быть твоим. Этому золоту, и золотому поясу, и цепям невозможно высказать цены, сколько же там серебра и других драгоценностей –невозможно передать. На это сокровище он монастырь построил и церковь большую поставил, а тебе, государь,о том не рассказал». Князь Владимир разгорелся сильным гневом на преподобного и послал очень жестокого воина за преподобным, сказав: «Где найдешь старца, то не говори ему ни единого слова, но в чем найдешь его, в том и поставь передо мной» – по подсказке оболгавшего его воина, на самом деле – беса.

В то время, когда преподобный после соборной службы, в одной власянице и необутый стоял на келейной молитве, пришел к нему злой, свирепый воин, не имеющий милости к преподобному. Не дал он преподобному ничего сказать, ни одеждой укрыться, ни обуться, так сатана захватил его сердце. Увидел преподобный вражду дьявольскую, возведенную на него, но не устрашился, а еще больше благодарил Бога о приключившейся ему беде. Взял же его воин, посадил с собой на своего коня и быстро поскакал к Владимиру. На другой стороне озера встретился им поселянин верхом на пегой ослице, держащий в руках красные женские сандалии. Посадил воин преподобного на ослицу, а на ноги его надел сандалии, и в скором времени поставил его перед господином великим князем Владимиром в одной власянице и без должного почета. На преподобном не было другой одежды кроме нательной власяницы. Приказал великий князь Владимир поставить перед собой и воина, противника. Воин теми же лживыми словами начал наговаривать на преподобного о нахождении большого клада, как раньше было сказано. Преподобный же воздел руки к небу и остановил духа лукавого, сказав: «Налагаю на тебя наказание именем Господа нашего Иисуса Христа. Скажи мне, кто ты, оклеветавший меня такими словами перед великим князем Владимиром». Бес же задрожал и сказал: «Я – бес Зефеус, изначально не допускающий добра роду человеческому, особенно же инокам, боящимся Бога. Узнай же вот что, монах. Что я тебе обещал, то тебе и сделал за то первое твое безумство, когда ты мучил меня в убогом сосуде». Сказал это и тотчас стал невидим. Князь же Владимир увидел, что это чары дьявольские, и преподобного, стоящего в поругании, так что глазам даже невозможно смотреть. Объял страх всех бывших там с князем великим Владимиром. Стал князь великий Владимир покорно молить старца, прося прощения о том, в чем согрешил против него, говоря старцу со слезами: «Я, отче, повинен в том, что тебя насильно привели, и жестоко тебя обидел. Прости же мне, отче, что тебя прогневал, так как этот враг одурманил мне сердце, разгневал меня против тебя и вверг меня в этот грех». Старец же сказал: «Господь простит тебя … так как это дело старого врага – дьявола, поэтому, царь, не удивляйся. Издревле он борется с людьми, более же – с иноками, боящимися Бога, стараясь причинить им вред». Князь же великий Владимир, увидев смирение преподобного, услышав его тихие и смиренные слова, сказанные ему, как будто не претерпел он никакого зла, стал восхвалять преподобного и оказывать ему почести. Дал он на построение монастыря много сел и дворов и сделал своим монастырем, утвердив его выше всех обителей, которые были в Ростове. Также дал много работников в дом святого Богоявления и много жалованных грамот (грамота, предоставляющая льготы, привилегии в чем-либо. – Ред.), которые хранятся и имеют силу и до сего дня. И отпустилон преподобного с великими почестями к его монастырю. Жил преподобный в своем монастыре в великом смирении и трудах, и в великом же смирении отошел ко Господу, которого возлюбил с малых лет.

Похвала святому. Как мне вознести хвалу преподобному? Память твою восхваляя молитвенными песнями, празднуем. Благодарственные венки приносим тебе со словами: Радуйся, преподобный Авраамий. Прими венец от вседержителя Бога. Радуйся, святое начало, инокам учитель и кормчий. Радуйся, отче, с тобою мы, бывшие во тьме, свет познали. Радуйся, древо священного рая, произрастившее побеги множества иноков, от которых и ныне иноки питаются духовными поучениями и принимают прощение грехов. Радуйся, подвижник веры Христовой. Радуйся, разрушивший идола, ты вспахал землю сердец нечестивых людей святым крещением и засеял ее учением святых книг, от которых иноки пожинают снопы покаяния. Иные недостойные уже едят пищу в царствии небесном, которой удостоимся и мы грешные, раскаивающиеся в грехах своих, только лишь молитвами о нас преподобного.

Богу нашему слава и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

 

Источник: Е.И. Державина, А.Б. Дубовицкий. Житие Авраамия Ростовского. Статья и перевод. Научно-популярный журнал Российской академии наук и Российского фонда культуры «Русская речь» (открыть сайт издания) 2/2014, стр.75-84. Скачать статью и перевод в pdf.

 

 

Житие Авраамия Ростовского. Фольклорный вариант по Мусин-Пушкинскому сборнику фольклорных, сказочных  повестей местной ростовской культурной традиции второй половины XVII века, сохранившемся в пересказе А.Я. Артынова 1842 г.

Скачать в pdf

 

Адаптация фольклорного варианта, записанного Александром Артыновым находится в стадии разработки.

Легенда  связывает  деятельность Авраамия Ростовского со временем становления христианства на Руси в конце Х – начале XI веков при князе киевском Владимире и его сыне Борисе Владимировиче, поставленном отцом княжить в Ростове. Будущий Авраамий (имени, данного ему родителями мы не знаем) родился в земле Чухломской (нынешняя Костромская область, посмотреть место в Google Планета Земля) в семье богатого земледельца. Он был болен и слаб телом от рождения. В доме его отца часто бывали новгородские и ростовские купцы, рассказывавшие о христианских подвижниках, таких как отшельник Мунга-Герман и Демьян Куденевич, о творимых ими чудесах. Юноша возжелал последовать примеру Мунги-Германа. Чем больше крепло в нем это желание, тем здоровее он становился. Через некоторое время он выздоровел совсем и решил отправиться на поиски Мунги-Германа, но не знал, как его найти. Одной ночью он услышал во сне невидимый голос, велевший ему отправиться в пределы Ростова Великого, что он и сделал. Путеводительницей его в этом путешествии стала лань. Лань привела его в пределы ростовские к небольшой хижине, стоявшей между вековыми деревьями на берегу реки Пиги на развалинах некого великого древнего здания (по названию этого здания местные жители стали называть будущего Авраамия Иверком (Иверцем). Иверк поселился в этой хижине и жил там некоторое время. Однажды недалеко от своей хижины Иверк увидел лань, от которой разбегались волки. Возле лани лежал спящий младенец. Младенец проснулся и заплакал, но лань накормила его молоком, и он успокоился... Продолжение следует.

 

Источник: Сказания Ростова Великого, записанные Александром Артыновым. Составление, литературная обработка текстов, предисловие, комментарии Ю.К. Бегунова. Изд. 2-е дополненное. Благотворительный Фонд Духовной Культуры, 2007. Стр. 198-207. (По Мусин-Пушкинскому сборнику фольклорных, сказочных  повестей местной ростовской культурной традиции второй половины XVII века, сохранившемся в пересказе А.Я. Артынова 1842 г.).