Троицкое (нанайцы-традиционная свадебная одежда)

Троицкое (нанайцы-традиционная свадебная одежда)

Троицкое (нанайцы-традиционная свадебная  одежда)Троицкое (нанайцы-традиционная свадебная  одежда)Троицкое (нанайцы-традиционная свадебная  одежда)Троицкое (нанайцы-традиционная свадебная  одежда)Троицкое (нанайцы-традиционная свадебная  одежда)Троицкое (нанайцы-традиционная свадебная  одежда)Троицкое (нанайцы-традиционная свадебная  одежда)Троицкое (нанайцы-традиционная свадебная  одежда)Троицкое (нанайцы-традиционная свадебная  одежда)Троицкое (нанайцы-традиционная свадебная  одежда)Троицкое (нанайцы-традиционная свадебная  одежда)Троицкое (нанайцы-традиционная свадебная  одежда)Троицкое (нанайцы-традиционная свадебная  одежда)Троицкое (нанайцы-традиционная свадебная  одежда)Троицкое (нанайцы-традиционная свадебная  одежда)Троицкое (нанайцы-традиционная свадебная  одежда)Троицкое (нанайцы-традиционная свадебная  одежда)Троицкое (нанайцы-традиционная свадебная  одежда)Троицкое (нанайцы-традиционная свадебная  одежда)Троицкое (нанайцы-традиционная свадебная  одежда)Троицкое (нанайцы-традиционная свадебная  одежда)Троицкое (нанайцы-традиционная свадебная  одежда)Троицкое (нанайцы-традиционная свадебная  одежда)Троицкое (нанайцы-традиционная свадебная  одежда)Троицкое (нанайцы-традиционная свадебная  одежда)Троицкое (нанайцы-традиционная свадебная  одежда)Троицкое (нанайцы-традиционная свадебная  одежда)Троицкое (нанайцы-традиционная свадебная  одежда)Троицкое (нанайцы-традиционная свадебная  одежда)Троицкое (нанайцы-традиционная свадебная  одежда)Троицкое (нанайцы-традиционная свадебная  одежда)Троицкое (нанайцы-традиционная свадебная  одежда)Троицкое (нанайцы-традиционная свадебная  одежда)Троицкое (нанайцы-традиционная свадебная  одежда)Троицкое (нанайцы-традиционная свадебная  одежда)Троицкое (нанайцы-традиционная свадебная  одежда)Троицкое (нанайцы-традиционная свадебная  одежда)Троицкое (нанайцы-традиционная свадебная  одежда)Троицкое (нанайцы-традиционная свадебная  одежда)Троицкое (нанайцы-традиционная свадебная  одежда)Троицкое (нанайцы-традиционная свадебная  одежда)Троицкое (нанайцы-традиционная свадебная  одежда)Троицкое (нанайцы-традиционная свадебная  одежда)Троицкое (нанайцы-традиционная свадебная  одежда)Троицкое (нанайцы-традиционная свадебная  одежда)Троицкое (нанайцы-традиционная свадебная  одежда)Троицкое (нанайцы-традиционная свадебная  одежда)Троицкое (нанайцы-традиционная свадебная  одежда)Троицкое (нанайцы-традиционная свадебная  одежда)Троицкое (нанайцы-традиционная свадебная  одежда)Троицкое (нанайцы-традиционная свадебная  одежда)Краеведческий музей села Кондон (Солнечный район Хабаровского края)Краеведческий музей села Кондон (Солнечный район Хабаровского края)Краеведческий музей села Кондон (Солнечный район Хабаровского края)Краеведческий музей села Кондон (Солнечный район Хабаровского края)Краеведческий музей села Кондон (Солнечный район Хабаровского края)Хабаровский краевой музей им. Н.И. Гродекова

 

 

 

 

 Троицкое (районный центр Нанайского района Хабаровского края)


Посмотреть место в Google Планета Земля

В июне 2015 г. в поселке Троицкое (районный центр Нанайского района Хабаровского края) мы побывали в гостях у наших хороших знакомых Константина Мактовича Бельды и Зинаиды Николаевны Бельды, живущих вместе с многочисленными внуками и внучками. Константин Мактович – известный нанайский писатель. Его книга «Предания земли Нани», во многом автобиографическая, рассказывает о жизни и мистическом мировоззрении нанайцев в середине ХХ в. Один из героев этой книги мальчик Коачика – это сам Константин Мактович (Коачика – его нанайское имя); все персонажи – реальные люди. (Константин Мактович Бельды «Предания земли Нани», Хабаровск 2007 г. pdf)
Зинаида Николаевна (супруга Константина Мактовича) - известная мастерица. Она занимается созданием (воссозданием) полных комплектов национальной нанайской одежды, которую нанайцы использовали в тех или иных случаях, как повседневных, так и праздничных. Зинаида Николаевна считает, что главная миссия нанайского мастера – сохранить каноны традиционного искусства и передать их будущему поколению.
Комплект свадебной одежды нанайской невесты, сшитый Зинаидой Николаевной, любезно представила нам её старшая внучка Маша. Различные виды нагрудников и халатов надевались один на другой в определенной последовательности и составляли многоуровневую защиту невесты (будущей матери, продолжательницы рода) от влияния злых духов (негативной энергии) на её пути из родительского дома в дом жениха. Подобные обряды в той или иной форме характерны для многих культур. Например, в Хорезме (север Узбекистана) не только невесту, но даже автомобиль, в котором везут невесту из родительского дома в дом жениха, до сих пор иногда накрывают особым покрывалом). У нанайцев этот обряд (многоуровневая защита невесты с помощью особой свадебной одежды) уже давно не практикуется.
Внешний халат «сикэ» - главный родовой халат. На его спине расположены чешуи дракона - существа, обладающего в нанайской мифологии наибольшей обережной силой. Ниже изображено родовое древо в зеркальном отражении, через некий орнамент, напоминающий врата (условную границу перехода энергии). Здесь могут быть отражены некие базовые принципы построения мироздания: «динамический» (образ мирового древа, условное развитие по вертикали) и в то же время «зеркальный» (перетекание энергии, всего сущего из одного состояния в другое с сохранением баланса, условное развитие по горизонтали). У основания родового древа вышиты тигры – родовые (тотемные) животные рода Бельды. Зинаида Николаевна рассказала, что тигр является также родовым животным нанайских родов  Пассар, Актанко, Гейкер и Заксор. На древе вышиты птицы – души детей, которые должны родиться. Под основанием древа изображены змеи, ящерицы и черепахи, символизирующие связь между загробным миром и миром живых (см. примечание внизу).

Элементы свадебной одежды нанайской невесты по порядку (со слов Зинаиды Николаевны):
1. Лэлу (нагрудник)
2. Покто (халат)
3. Капчима тэгуэ (халат)
4. Босома амири (халат)
5. Лэлэ (нагрудник)
6. Сикэ (родовой халат)
7. Сини (воротник)


Поверх воротника на невесту надевали подвеску в виде диска (у Зинаиды Николаевны это китайский бронзовый диск, символ слияния и взаимодействия двух противоположных начал «инь» и «ян», принцип мироздания). В Краеведческом музее села Кондон, одного из старейших традиционных нанайских сел, где живет особая группа нанайцев - горинские нанайцы, мы видели нефритовую подвеску, использовавшуюся, как нам объяснили, в свадебных обрядах. В той подвеске несколько другая символика, вероятно, связанная с солнечным, небесным началом (круг, три хищника из кошачьих, которые могут символизировать солнечную, созидающую жизненную энергию, мужское начало, три принципа жизненного цикла: первоначальное творение одного из миров и постоянное его обновление: созидание и разрушение).
Отправляясь в путь к дому жениха, невеста несла перед собой родовое копьё (по некоторым сообщениям размахивала им), обладавшее мистической силой противостоять злым духам. Такие копья мы видели в экспозициях музеев: Хабаровский краевой музей им. Н.И. Гродекова (http://hkm.ru) и Краеведческий музей села Кондон (Солнечный район Хабаровского края).

 

Зинаида Николаевна Бельды рассказывает о свадебной одежде нанайцев. Июнь 2015 г.

 

Зинаида Николаевна Бельды рассказывает о женской свадебной, а также мужской и детской одежде нанайцев. 20.06.2008 г. Детский халат представляет внучка Зинаиды Николаевны и Константина Мактовича Маша.


 

Примечания: "...тигр является также родовым животным нанайских родов  Пассар, Актанко, Гейкер и Заксор. На древе вышиты птицы – души детей, которые должны родиться. Под основанием древа изображены змеи, ящерицы и черепахи, символизирующие связь между загробным миром и миром живых". Данное описание орнаментов дано со слов Зинаиды Николаевны Бельды. Другие интерпретации орнаментов в тексте - умозрительные рассуждения автора сайта, основанные на сопоставлении сходных  или одинаковых символов в разных культурах.

 

Справочные материалы:

 Народы России. Энциклопедия, главный редактор В.А. Тишков. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», Москва 1994

Нанайцы стр. 239-242

Amu Darya Shovelnose Sturgeons

Амударьинские лопатоносы

Сохранение биоразнообразия

Европейская часть России

Дальний Восток России

Бурятия

Центральная Азия

Ближний Восток

Западная Африка

О проекте

Уважаемые гости! Этот сайт о путешествиях, цель которых - ознакомление с жизнью на Земле в различных её формах и проявлениях как в сфере флоры и фауны, так и человеческих социумов. Сайт посвящен замечательному британскому натуралисту Дэвиду Аттенборо. Сайт находится в стадии разработки и регулярного обновления.

Контакты

Алексей Черняк

alexeycherniak@yandex.ru

Copyright 2016 

Все права защищены!