Сикачи-Алян (петроглифы)

Петроглифы (изображения на камне) Сикачи-Аляна - один  из важнейших культовых объектов Приамурья с древнейших времен, вплоть до наших дней. Петроглифы расположены на правом берегу Амура и протоки Малышевской примерно в 60 километрах от города Хабаровска (ниже по течению Амура). Большинство петроглифов сосредоточено на береговой полосе, протяженностью около 6 километров между селами Сикачи-Алян и Малышево посмотреть место в Google Планета Земля, некоторые из них находятся немного ниже села Сикачи-Алян (ниже по течению Амура). посмотреть место в Google Планета Земля Большинство петроглифов выполнены на базальтовых глыбах, некоторые - на скалистом береговом уступе. При повышении уровня воды в Амуре, связанного либо с сезонными колебаниями, либо с особенно дождливым годом, значительная часть базальтовых глыб с петроглифами на долгое время оказывается под водой.

Разные изображения создавались в разные исторические эпохи и, скорее всего, разными этносами. Согласно выводам Алексея Павловича Окладникова, наиболее авторитетного исследователя археологии этого региона, петроглифы Сикачи-Аляна создавались на протяжении следующих трех периодов:

1. Мезолит, 10-12 тыс. лет назад. В этот период появились некоторые простые по форме изображения животных (лоси, дикие лошади и быки, вероятно, представители древней плейстоценовой для Нижнего Амура фауны) и птиц (птицы похожие на куропатку или глухаря изображены на одной из базальтовых глыб; подобная по стилю кремневая фигурка птицы была найдена при раскопках в этом  же районе Алексеем Павловичем Окладниковым в мезолитическом культурном слое). В этот период на Нижнем Амуре ещё не было известно искусство изготовления глиняной посуды.

2. Неолит, 4-6 тыс. лет назад, а также особая группа сложно орнаментированных петроглифов (лоси и личины), относящихся, вероятно, к II-началу I тысячелетия до н.э. (более 2-3 тыс. лет назад). В неолитический период на Нижнем Амуре формируется высоко  развитая для того времени культура оседлых рыболовов и охотников, в жизни которых первостепенное место занимала сезонная  добыча проходной морской рыбы семейства Лососевых: кеты и горбуши. По берегам Амура находились поселки из огромных, нередко многочисленных деревянных зимних домов с углубленным в землю  основанием-котлованом (полуземлянки). Характерной чертой этой неолитической культуры являлось своеобразное искусство с особым стилем криволинейных орнаментов: спираль, как основной формообразующий элемент, «амурская плетенка» - сетка из переплетающихся кривых линий. В неолите, а возможно и в позднем мезолите, появились на камнях Сикачи-Аляна антропоморфные личины, вероятно, изображавшие духов, которых почитало население этих мест. Этот стиль характерен как для петроглифов, так и для керамики того времени из этого региона.

3. Раннее средневековье Нижнего Амура, эпоха Мохэ, начало нашей эры - вплоть до VIII века н.э. В изображениях этого периода прослеживается влияние ранних тунгусов – мохэских племен, предков бохайцев  и чжурчженей. Эти изображения во многом связаны по стилю и сюжетам с искусством соседствующих с регионом Нижнего Амура тюркских и, вероятно, монгольских племен Центральной Азии и Сибири (конные воины, сцены охоты, животные). Тем более, что связи племен мохэ со степными племенами подтверждаются археологией, письменными источниками и этнографическими данными.

Для полноты картины следует упомянуть, что другие наскальные изображения с оленеводческой тематикой (не встречающейся среди петроглифов Сикачи-Аляна), относящиеся к периоду раннего средневековья, исследованные А.П. Окладниковым у бывшего стойбища Май в низовьях Амура, наглядно отражают проникновение в другую часть долины Амура (в его нижнем течении) иных тунгусских племен – охотников и оленеводов, пришедших, возможно, из Прибайкалья.

Алексей Павлович Окладников, детально исследовавший петроглифы Нижнего Амура и прилегающих территорий (Сикачи-Алян, Шереметьевское, река Кия (Чёртово Плёсо) отмечает, что в традиционном искусстве современных народов Приамурья сохранился аналогичный неолитическим петроглифам стиль криволинейных орнаментов со спиралью в качестве главного формообразующего элемента при изображении животных, драконов, растительных орнаментов, а также в шаманских или погребальных масках, применявшихся некоторыми шаманами в особых случаях. Аналогии с петроглифами Сикача-Аляна можно найти и в изображениях духов-помощников шаманав (их сэвэнах).

Однако необходимо очень осторожно подходить к вопросу о преемственности неолитического изобразительного искусства Приамурья и изобразительного искусства народов Приамурья, живущих в  этом регионе в последние несколько сотен лет. Особое внимание привлекают в этом плане неолитические личины Сикачи-Аляна. Они, очевидно, создавались народом (или народами), заселявшими этот регион во времена первых миграций людей по общему вектору Запад-Восток, далее на Север и Юг. Некоторые из этих архаичных народов сохранились до наших дней и относятся  к этнологически и лингвистически очень  разнообразной  группе палеоазиатких народов (термин означает только древность и географическое распространение этих народов, но не этническую или лингвистическую общность), фрагментарно распространенных на территории от Чукотки и Аляски, через острова Японии, Юго-Восточную Азию, Новую Гвинею и острова Океании вплоть до Новой Зеландии и Австралии. Скорее всего, именно  в  культурах этих народов следует искать связи с неолитическими  изображениями личин Сикачи-Аляна, представляющими, вероятно, неких духовных сущностей,  которым либо поклонялись, надеясь на их помощь, либо изображали их для охраны этого культового места от непосвященных людей или нежелательных духовных сущностей. Это могли быть изображения умерших предков, пользовавшихся особым авторитетом в племени (вместилища их душ), что аналогично практикам некоторых палеоазиатских народов (а также народов тропической Африки, откуда предки палеоазиатов когда-то мигрировали) делать из черепов умерших предков маски, причем не погребальные, а ритуальные.

Любопытную реконструкцию неолита Нижнего Амура в отношении петроглифов Сикачи-Аляна сделал известный художник и этнограф Геннадий Дмитриевич Павлишин (Хабаровский краевой музей им. Н.И. Гродекова (перейти на сайт музея)

А.П. Окладников в работе "Петроглифы Нижнего Амура" (Академия наук СССР. Сибирское отделение. Институт истории, филологии и философии. Издательство «Наука». Ленинградское отделение. Ленинград 1971. Скачать книгу в pdf) проанализировал оба варианта возможных связей неолитических петроглифов Сикачи-Аляна с культурами XX века: по палеоазиатской и африканской линии на стр. 112-123 и по линии современных  коренных народов Приамурья на стр. 100-111, где, в частности, затронул интересный вопрос о ритуальных масках у удэгейцев и нанацев (стр. 105-106), опираясь на сообщения некоторых исследователей прошлых лет (В.Г. Ларькин (деревянная шаманская маска хамбаба у удэгейцев, во время обряда провода души умершего в загробный мир (обряд каса (большие поминки); А.Н. Липский берестяная погребальная маска у удэгейцев на реке Хунгари, во время обряда провода души умершего в загробный мир (обряд каса (большие поминки).

А.П. Окладников опубликовал изображения двух масок из собрания Хабаровского краевого музея им. Н.И. Гродекова (перейти на сайт музея):

В экспозиции Хабаровского краевого музея им. Н.И. Гродекова (перейти на сайт музея) представлена третья подобная маска: Шаманская ритуальная маска, удэгейцы, конец XIX в.

Эта же  тема заинтересовала наиболее серьезную исследовательницу шаманизма народов Приамурья Анну Васильевну Смоляк, в 1970-х гг. специально проводившую опросы пожилых нанайцев и удэгейцев об использовании шаманских или погребальных масок во время обряда провода души умершего в загробный мир каса (большие поминки) или в каких-либо других случаях. Результаты своих исследований А.В. Смоляк опубликовала в журнале "Советская этнография", № 3, Май-июнь 1973 г. Издательство «Наука» Академии наук СССР, Москва. Стр. 119-124, статья "К вопросу о масках в культах нанайцев и удэгейцев" (скачать статью в pdf). Никто из многочисленных опрошенных пожилых нанайцев и удэгейцев из разных районов Приамурья, многократно за свою жизнь присутствовавших на больших поминках каса, не подтвердили факта использования шаманами масок во время каких-либо обрядов. Это очень важная информация для анализа личин Сикачи-Аляна, которая показывает, что, несмотря  на схожесть некоторых орнаментов на удэгейских  масках XIX в. (назначение которых до сих пор остается не выясненным) и личинах Сикачи-Аляна, не стоит торопиться увязывать эти личины с шаманской тематикой и искать в них истоки шаманских масок народов Приамурья, вопрос о существовании и использовании которых, как предметов установленного традициями культа (общепринятой шаманской практики), а не индивидуальной инициативы (импровизации) отдельных немногочисленных шаманов, остается открытым.

Отдельные шаманы могли делать маски для решения некоторых специфических задач, не подразумевавших публичных камланий. Одна из деревянных масок, хранящихся в  Хабаровском краевом музее им. Н.И. Гродекова (№ 1608, маска удэгейского шамана, хамбаба), была передана в музей В.К. Арсеньевым в 1911 г. В описи к этой маске не указано откуда она была В.К. Арсеньевым привезена. Но в сочинениях В.К. Арсеньева, том II, Владивосток, 1947 г., стр. 179, Владимир Клавдиевич пишет, что он видел деревянную маску, отороченную по краям медвежьим мехом, на стене в жилище старика шамана на реке Кусун, которая впадает в Татарский пролив примерно на 46 градусе с.ш. (ныне река Максимовка, в Приморском крае, район исконного проживания удэгейцев, посмотреть место в Google Планета Земля), и что "шаман надевает её во время камлания, чтобы страшным видом пугать злых духов". Однако сам В.К. Арсеньев, неоднократно присутствовавший на публичных шаманских камланиях и описавший их, ни разу не упоминает о масках. Так что остается не ясным правильно ли понял В.К. Арсеньев слова старика шамана о маске, учитывая  невозможность взаимных объяснений во всех тонкостях из-за языкового барьера. Анна Васильевна Смоляк в статье "К вопросу о масках в культах нанайцев и удэгейцев", Советская этнография, № 3, Май-июнь 1973 г., стр. 124 (скачать статью в pdf) пишет о старике нанайце из села Верхняя Эконь (посмотреть место в Google планета Земля), который в молодости наблюдал, как приехавший на Амур удэгейский шаман лечил тяжело больную психическим расстройством женщину. Во время камланий  этот шаман использовал деревянную фигурку, изображавшую духа болезни городо, на которую, то надевал, то снимал берестяную маску, "трансформируя" вид злого духа. Этот рассказ аналогичен другим описаниям практик лечения психических больных, выявления среди них людей, больных шаманской болезнью, и посвящения их в шаманы, одним из элементов которых являлась практика изгнания вредоносных духов и "трансформации" духа городо в духа-помощника шамана, описаная в материале "Шаманизм и неошаманизм у нанайцев и др. народов Приамурья" в разделе об Ольге Егоровне Киле по материалам А.В. Смоляк и по рассказу О.Е. Киле (см. видео) (перейти к соответствующему материалу).

По поводу термина хамбаба А.В. Смоляк пишет, что две опрошенные ею удэгейки на вопрос: "А что такое хамбаба?" - ответили: "Черт", ни коим образом не ассоциируя это слово с масками ("К вопросу о масках в культах нанайцев и удэгейцев", Советская этнография, № 3, Май-июнь 1973 г., стр. 123 (скачать статью в pdf).



Участок берега Амура между селом Сикачи-Алян и местом впадения в основное русло Амура протоки Малышевской

Посмотреть место в Google Планета Земля

Фото автора сайта, июнь 2015 г., средний уровень воды в Амуре.

Прорисовки Алексея Павловича Окладникова (А.П. Окладников. Петроглифы Нижнего Амура. Академия наук СССР. Сибирское отделение. Институт истории, филологии и философии. Издательство «Наука». Ленинградское отделение. Ленинград 1971. Скачать книгу в pdf)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участок берега Амура между селом Сикачи-Алян и местом впадения в основное русло Амура протоки Малышевской

Посмотреть место в Google Планета Земля

Фото автора сайта, июль 2013 г., высокий уровень воды в Амуре.

Прорисовки Алексея Павловича Окладникова (А.П. Окладников. Петроглифы Нижнего Амура. Академия наук СССР. Сибирское отделение. Институт истории, филологии и философии. Издательство «Наука». Ленинградское отделение. Ленинград 1971. Скачать книгу в pdf)

 

 

 

 

 

 

 

 

Участок берега Амура между селом Сикачи-Алян и местом впадения в основное русло Амура протоки Малышевской

Посмотреть место в Google Планета Земля

Фото автора сайта, июнь 2008 г., низкий уровень воды в Амуре.

Прорисовки Алексея Павловича Окладникова (А.П. Окладников. Петроглифы Нижнего Амура. Академия наук СССР. Сибирское отделение. Институт истории, филологии и философии. Издательство «Наука». Ленинградское отделение. Ленинград 1971. Скачать книгу в pdf)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материалы:

1. А.П. Окладников. Петроглифы Нижнего Амура. Академия наук СССР. Сибирское отделение. Институт истории, филологии и философии. Издательство «Наука». Ленинградское отделение. Ленинград 1971. Скачать книгу в pdf

2. А.П. Окладников. Лики древнего Амура. Петроглифы Сакачи-Аляна. Западно-Сибирское книжное издательство. Новосибирск 1968. Скачать книгу в pdf

3. А.В. Смоляк. Статья "К вопросу о масках в культах нанайцев и удэгейцев", Советская этнография, № 3, Май-июнь 1973 г. Издательство «Наука» Академии наук СССР, Москва. Стр. 119-124 Скачать статью в pdf

Ссылки:

Petroglyphs of Sikachi-Alyan, United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization (UNESCO) – ЮНЕСКО, Специализированное агентство Организации Объединенных Наций (ООН) по вопросам образования, науки и культуры. Перейти в соответствующий раздел сайта ЮНЕСКО